Одним из мировых трендов, которому сегодня следуют многие страны – внедрение систем прослеживаемости при помощи цифровой маркировки товаров. Не остаются в стороне и страны Евразийского экономического союза, а также Узбекистан, являющийся наблюдателем в ЕАЭС.
По сути, маркировка – это нанесение на упаковку специального DataMatrix кода (двумерный матричный штрихкод в форме квадрата или прямоугольника) и его фиксация на каждом участке пути: от производственной линии до конечного потребителя.
Подразумевается, что благодаря этой технологии надзорные и правоохранительные органы смогут отследить всю цепочку перемещения товара в случае выявленных нарушений и определить ответственного. Если товар подлежит маркировке, а кода нет, то совершенно точно такой товар является нелегальным и запрещен к продаже. Таким образом, рынок должен стать прозрачнее, а каждый покупатель получит возможность проверять подлинность товара через мобильное приложение.
Особую ценность имеет маркировка лекарств и вакцин – одной из самых важных категорий товаров в условиях пандемии. Подробнее – в материале Sputnik.
Маркировка лекарств в России
Маркировка лекарств в России введена с 1 июля 2020 года. По данным Росздравнадзора, в настоящее время на российском рынке 100% препаратов промаркированы. По словам главы ведомства Аллы Самойловой, именно маркировка помогла России в пандемию решить проблему дефицита лекарств в регионах – то есть власти в режиме реального времени видят, куда и какие препараты необходимо доставить.
Кроме этого, Росздравнадзор при выявлении некачественных препаратов может заблокировать их прямо в системе, чтобы они не были отпущены пациентам в больницах или проданы в аптеках.
Таким образом обеспечивается и полная прослеживаемость вакцин (в том числе и от коронавируса). Это позволяет в онлайн-режиме видеть остатки в каждом конкретном прививочном пункте и эффективно управлять запасами.
"В России введена цифровая маркировка всех лекарств, чтобы предотвратить распространение нелегальной продукции. Это особенно актуально для вакцин, поставляемых на внутренний рынок. Используя коды DataMatrix, государство контролирует имеющийся в наличии объем обоих компонентов вакцин, отслеживает их срок годности, обеспечивает оптимальное распределение вакцин, чтобы как можно более эффективно оказывать помощь населению", – отметил в статье для журнала Всемирного экономического форума в Давосе генеральный директор USM Иван Стрешинский.
Холдинг USM – один из создателей Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), который выступает оператором российской системы цифровой маркировки. Это совместный проект USM Алишера Усманова, Госкорпорации "Ростех" и "Элвис-Плюс групп" Александра Галицкого. Система маркировки работает по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП).
"Опыт России по маркировке лекарств и вакцин показывает, что цифровизация кратно упрощает процессы оборота и обеспечения населения необходимыми препаратами в нужном объеме, - говорит заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов. – Казахстан и Узбекистан тоже пошли по этому пути и ввели маркировку в экспериментальном режиме. В этом году запланировано начало уже обязательной маркировки в этих странах. Безусловно, каждое государство, которое начинает применять эту технологию, сможет более эффективно управлять запасами, рационально распределять препараты и сократить любые риски, связанные с дефицитом, что уже доказано на примере России".
Он добавил, что благодаря маркировке лекарств в России удалось снизить долю нелегального оборота.
По данным биотехнологической компании BIOCAD, в сегменте онкопрепаратов нелегальный оборот сократился в 10 раз. Также с помощью маркировки были выявлены случаи продаж в аптеках препаратов для ВИЧ-инфицированных, онкобольных и пациентов с коронавирусом, которые были украдены у пациентов.
Опыт Казахстана и Узбекистана
Маркировка лекарств уже опробована в Узбекистане. 31 января этого года завершился пилотный проект, длившийся 8 месяцев – в нем приняли участие 73 производителя лекарственных препаратов.
"На наш взгляд, пилотный проект по маркировке лекарственных средств прошел успешно, все ключевые задачи пилота выполнены в срок, - сказал Sputnikруководитель проекта по маркировке лекарств узбекистанского национального оператора системы маркировки ASL BelgisiДиёр Расулев. – Участники пилота получили знания о принципах работы системы маркировки и опыт в налаживании необходимых производственных процессов. В ближайшее время мы ожидаем решение компетентных органов о поэтапном внедрении маркировки лекарств и появление первых партий продукции с цифровыми кодами в аптеках нашей страны".
Бизнес также позитивно оценил итоги эксперимента. "По сути, система цифровой маркировки – это необходимый инструмент, который принесет пользу в первую очередь потребителям – поможет в чистке рынка от контрафактной продукции. Если говорить о пилотном проекте – он прошел успешно", – отметил директор компании PRO MED CS Фуркат Мухамедзиев.
Казахстан тоже принял решение ввести маркировку лекарств. В республике с 1 сентября 2019 года по 31 июля 2021 года проходил эксперимент, в котором участвовало 23 компании.
Во время пилотного проекта была протестирована маркировка по 20 лекарственным препаратам, произведенным как в Казахстане, так и за рубежом.
Планируется, что в обязательном порядке маркировка лекарств в Казахстане будет вводиться поэтапно с 1 июля 2022 года.
О маркировке
Правительства стран-участниц Союза и Узбекистана (являющегося наблюдателем в ЕАЭС) договорились внедрять цифровую маркировку, основываясь на едином подходе, чтобы внутри Союза все требования были унифицированы. Армения, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан использовали при создании национальных систем цифровой маркировки российские технологии, а Беларусь – совместимые технические решения
Внедрение цифровых инструментов маркировки и прослеживаемости – важный этап создания единого цифрового пространства ЕАЭС, считают в ЦРТП.
Каждое из государств самостоятельно принимает решение о начале цифровой маркировки той или иной продукции на своем рынке. Так, в России маркировка распространяется уже на молочную продукцию, минеральную воду, лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты. В Беларуси маркировке подлежит молочная продукция, упакованная вода, обувь, товары легпрома, меховые изделия, шины. В Казахстане – табачная продукция, обувь, меховые изделия. В Кыргызстане – алкоголь и табак. В Узбекистане маркировка распространяется на алкоголь, пиво и табак. В Армении в настоящее время еще идет донастройка национальной системы.
Для всех систем неотъемлемой частью стали мобильные приложения, с помощью которых потребители могут считать коды маркировки и убедиться в легальности и качестве товаров. В России такое приложение называется "Честный ЗНАК". Его скачало уже 6 млн россиян, они проверили почти 75 млн товаров. Российские пользователи через приложение также могут находить в любых аптеках различные, даже самые редкие лекарства, выставлять будильник приема препаратов, получать всю информацию о препаратах, их легальности, и многое другое.