Полвека на витебской сцене. Полвека славной истории театра, который входил в десятку лучших в Советском Союзе.
Окружная пережила на этой сцене, отметившей в ноябре минувшего года 95-летие со дня основания, множество юбилеев. Поздравляли ее, поздравляли театр. Свидетельствую, что после них ей всегда приходилось договариваться об автобусе, который увозил ее с морем цветов. Что будет в этот раз?
Из глубин души
Большой интерес к работе артиста заключается в возможности побывать в оболочке людей разных профессий и возрастов, злых и добрых, начальников и подчиненных, тех, кто жил когда-то и живет сейчас. Еще можно мужчинам перевоплощаться в женщин, а женщинам — в мужчин. Можно представить себя волком и зайчиком, пеньком и автомобилем, Золушкой, Бабой Ягой и Красной Шапочкой. Одним словом, попутешествовать по разным человеческим и сказочным характерам.
Этот дар практически заложен природой в каждого человека. Но в одних он спит, в других — рвется наружу. В обыденной человеческой жизни есть много театрального. Чтобы тебе поверили, надо многому научиться у жизни, уметь наблюдать и постоянно развиваться. Очень непростая и нелегкая эта актерская профессия. К тому же, чтобы актеру раскрыться, нужна полноценная драматургия.
Светлана Окружная в спектакле "Визит дамы"
© Photo : НАДТ имени Якуба Коласа
Через все это прошла народная артистка БССР Светлана Артемовна Окружная.
Притягательная харизма
Она успешно училась у хороших педагогов и закончила Белорусский театрально-художественный институт в 1969 году (класс народного артиста БССР профессора Д. А. Орлова). Маленького роста, с детской улыбкой и красивыми огромными глазами. Таких обычно направляют работать в ТЮЗ, чтобы играть мальчиков и девочек. Иногда всю жизнь. Но руководитель курса сосватал ее по распределению в Национальный театр имени Якуба Коласа. Она поехала туда и осталась там на всю жизнь.
Это были семидесятые годы прошлого века. Витебский театр был известен как опытный сильный коллектив с богатыми традициями. Здесь смело экспериментировали, искали новое, приглашали на работу опытнейших режиссеров из России, но особенно внимательно относились к национальной драматургии. Одним словом, театр самобытный, деликатный, талантливый, часто гастролирующий в Москве и потому хорошо известный на просторах Советского Союза.
Лето. Театр на гастролях в Гомеле. Его возглавляет знаменитый режиссер Борис Эрин, который репетирует "Власть тьмы" Льва Толстова. Юную, никому не известную актрису сразу же назначает на роль Анюты. Первая роль и первый ошеломительный успех.
Светлана Окружная (Анютка) в спектакле "Власть тьмы"
© Photo : НАДТ имени Якуба Коласа
Через семь лет Окружная сыграла свою Анюту во время гастролей в Москве. Ее заметила и отметила столичная критика, кто-то попытался переманить на работу в Россию, но Окружная не изменила театру. К тому времени она сыграла уже около двадцати крупных ролей, была занята почти во всех спектаклях и абсолютно довольна своей жизнью, хотя никаких званий пока не было.
Есть такая театральная шутка: народные артисты играют лучше, чем заслуженные. Заслуженные, в свою очередь, лучше, чем "просто артисты". А что делать, если ты не имеешь звания, но доказываешь каждым спектаклем, что являешься настоящим мастером.
После этих московских гастролей театр сразу же получает звание Академического, а Окружная — звание заслуженной артистки.
Дорога славы и страданий
Очень скоро она становится народной. Играет на сцене много и успешно. В день ее сегодняшнего юбилея перечень полученных государственных и общественных наград может соперничать с количеством спектаклей, плюс четыре роли в кино. В театре это всегда главные и успешные роли.
При самом скромном перечислении у нее медаль и орден Франциска Скорины, "Хрустальная Павлинка", Премия мира, премия "За материнское мужество", Почетная грамота Администрации Президента и лауреатство "За духовное возрождение". В 2003 году о ней снят документальный фильм "Светлана". В музее Коласовского театра хранится 500 статей о ее творчестве. Да и сама Светлана Окружная написала книгу "Все прожить, чтобы сердце не разбилось". А сердце, как и успешная жизнь, могли остановиться в одно мгновение.
Первый раз это была производственная травма после падения со сцены в оркестровую яму. Она играла Катрин в брехтовской "Матушке Кураж". Но премьера не состоялась. Свой день рождения провела в больнице и еле выкарабкалась. Во второй раз ее сердце разбила травма сына, которую он получил во время службы в армии и стал инвалидом-колясочником.
Женщина-воин
Иногда артисту приходится в спектакле, оставаясь в образе, беседовать с солнцем, с Богом, перекликаться с интернетом, ссориться с бабками и рассказывать, как его однажды к кресту приколотили настоящими гвоздями. При этом искусство, призванное изучать человека, не может никогда отвечать однозначно. Там всегда много всего намешано, но зритель не должен догадаться, где ты искренно болеешь вместе с героем, а где прикидываешься и только изображаешь страсти, скрывая себя истинного.
Светлана Окружная прожила на сцене именно такую богатую событиями и неожиданными поворотами актерскую жизнь. Иногда она шла к цели как броневик и достигала того, что хотела. Иногда жизнь ставила ей подножку и крепко ломала. Окружная брала паузу, и снова вперед. Она искала себя в общественной деятельности, в политике, не скрывала свои амбиции. Режиссеры и коллеги дружно говорили о ее трудном характере, невозможности договориться, но всегда хотели с ней работать. Потому что было интересно.
Светлана Окружная в спектакле "Квартет"
© Photo : НАДТ имени Якуба Коласа
Окружная рьяно занималась социальной деятельностью. Дважды избиралась в Совет республики. Была заместителем председателя Постоянной комиссии по образованию, науке и культуре, разрывалась между Витебском и Минском, успела побывать в других городах и странах. Ее узнавали на улице, часто появлялась на телевизионном экране, успела многим помочь, в первую очередь инвалидам.
Ее называли "Витебской Жанной д’Арк", потому что это был не только ее любимый исторический образ, но и в чем-то ее суть. Называли "Витебской Сарой Бернар", потому что опять же чем-то была похожа на французскую актрису, легенду мировой сцены. В Витебске Окружная была "человеком года", известнейшей фигурой. Когда театр однажды поехал в Париж, режиссер знаменитого театра "Одеон" рассыпался перед ней в комплементах и сказал, что желает поставить с ней "Даму с камелиями". Она опять не соблазнилась заманчивым предложением.
Сложный характер
Самое время немного рассказать про театральные роли, которые иногда ей просто доставались, а иногда она, Окружная, выбирала для себя пьесу и режиссера. Познакомившись с молодым литератором Дмитрием Минченко, она уговорила его написать для нее пьесу о знаменитой Марлен Дитрих. Так в театре появился спектакль "Марлен… Марлен".
"Витебская Сара Бернар" - Светлана Окружная в спектакле "Катерина Ивановна"
© Photo : НАДТ имени Якуба Коласа
К своему юбилею в 2017 году Светлана Окружная получила желанную роль в пьесе шведского драматурга Августа Стриндберга "Отец", где мать борется за своего ребенка.
Она блестяще представила на сцене сложнейшую Франку из романа "Хам" польской писательницы Элизы Ожешко, Клару из трагической комедии "Визит старой дамы" немецкого драматурга Фридриха Дюрренматта. Это позволило известному театральному критику написать в "Петербургском театральном журнале":
Светлана Окружная — одна из самых красивых, загадочных, элегантных актрис белорусской сцены. По всем признакам она — “голубая звезда”, которая знает тайны и правила “свечения”.
В жизни актрисы часто возникает понятие "борьба". Она постоянно отстаивала чужие и свои интересы. Воевала с отдельными людьми, режиссерами, иногда с целым театром, но всегда выигрывала. В молодые годы она играла детдомовскую девушку Галю Четвертак в пьесе "А зори здесь тихие", и отчаянно спорила о роли с постановщиком спектакля, своим любимым режиссером Борисом Эриным. Он так вспоминал эти споры:
Уникальность человеческой личности есть самое ценное в искусстве. С Окружной нелегко работать. Потому что она иногда опережает режиссерский замысел и обогащает его неожиданностями. У нее эмоции опережают осмысление, но в результате появляется именно эмоциональное осмысление событий и характера.
Когда Окружная играла Дочь в спектакле "Затюканный апостол" Андрея Макаенка, она так переосмыслила материал, что сам великий белорусский драматург не просто удивился, но признал и нахваливал ее работу.
Как многие талантливые актеры, Светлана Окружная любит что-то сломать, но победить, сделать чужой характер своей сутью, плотью, жизнью.
Одним из значительных событий стал для Окружной спектакль по пьесе М. Горького "Васса Железнова", который в 2007 году специально для нее поставил тогдашний главный режиссер коласовцев Рид Талипов. Один из самых спорных и талантливых мастеров белорусского театра сразу понял, что после удач в "Катерине Ивановне" Леонида Андреева и "Отца" Августа Стриндберга она просто должна окунуться в судьбу сильной, волевой, страстной героини пьесы Горького. К тому времени Васса Железнова еще была известна как коронная роль многих знаменитых актрис. В таких случаях актриса или актер могут многое скопировать у тех, кто уже играл, понять многое у тех, кто писал про подобные спектакли.
Талипов и Окружная пошли своим путем, нарушив общепринятые каноны. Светлана Окружная заглянула в самые потаенные уголки женской души, передала игру страстей, но сохранила одну особенность характера горьковской героини — она все делает по инерции, потому что не может спасти свою большую семью, в которой искалечено тело и сломлена душа.
***
Сегодня у Светланы Окружной нет ролей. Она не хочет и не будет играть старушек. Живет своей жизнью, заполненной нетеатральными событиями. В душе она по-прежнему Жанна д’Арк.
Также читайте на Sputnik:
Красавица, умница, исключение из правил. Актриса Валерия Арланова
Королева Русского театра Александра Климова и ее магическая сила таланта