Гуцериев никогда не платил террористам за заложников, заявил очевидец событий

Свидетель освобождения заложников на Северном Кавказе в 1990-е годы раскрыл некоторые тайны спецопераций.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
МИНСК, 23 янв – Sputnik. Известный российский предприниматель Михаил Гуцериев никогда не платил террористам за освобождение заложников на Северном Кавказе в 1990-е годы, рассказал депутат Государственной думы третьего созыва Алихан Амирханов.
В издательстве" Молодая гвардия" недавно вышла книга Алихана Амирханова "Как это было: правда об ингушском чуде", в которой автор рассказывает историю развития молодой Республики Ингушетия в 1990-е годы.
В 1995-м Амирханова назначили руководителем Зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" (ЗЭБИ), существовавшей в республике в 1994-1996 годах. Cоздателем и куратором этого особого экономического пространства в статусе вице-спикера Госдумы был Гуцериев. В 1998 году он организовал освобождение из плена полпреда президента России в Чечне Валентина Власова, а также сотрудников силовых структур — капитана Вооруженных сил Виталия Коротина, майора Северо-Кавказского РУБОП МВД Виталия Хапова и многих других.
Как рассказал Амирханов "Российской газете", видя успешный опыт команды Гуцериева по освобождению заложников, к ним стали периодически обращаться за помощью.
"Просили, чтобы Гуцериев возглавил переговорный процесс по освобождению похищенных людей. Можно вспомнить и совсем неизвестные истории освобождения женщин, которых обманным путем заманили в Чечню. Они были из Нальчика, Курганской, Тюменской областей, Махачкалы, Сочи и Назрани", — отметил он.
Гуцериев предлагал людям, готовым помочь в освобождении заложников, свою помощь в ответ, но "денег бандитам не давал никогда", подчеркнул собеседник издания.
"Он говорил: за деньги я не буду спасать никого, потому что, если отдам, значит, я помогу террористам", — заявил Амирханов.
Говоря о помощи, которую Гуцериев предлагал в обмен на освобождение заложников, Амирханов назвал поставки продовольствия, помощь в обустройстве жилья, освобождение родственников из тюрем — "ровно настолько, на сколько была готова идти власть". По его словам, беженцы из Чечни в Ингушетию помогали МВД связаться с похитителями. Кроме того, переговоры с ними всегда были "чисто человеческим разговором без насилия и давления".

Гуцериеву обязан освобождением гражданин Франции Винсент Кошетель

29 января 1998 года во Владикавказе (Северная Осетия) был похищен гражданин Франции, представитель Верховного комиссара ООН по делам беженцев Винсент Кошетель. Его похитители несколько раз передавали через посредников видеокассеты с изображением француза, угрожая его немедленной смертью, если им не заплатят.
Его освобождение состоялось 12 декабря 1998 года в результате проведенной спецоперации МВД РФ с участием непосредственно замглавы МВД РФ Владимира Рушайло и Михаила Гуцериева. Из Москвы операцией руководил министр внутренних дел Сергей Степашин. Все переговоры и все контакты вел Гуцериев.
Сейчас Кошетель является специальным посланником Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев по Центральному средиземноморскому региону.

Штаб по освобождению заложников размещался в доме матери Гуцериева

Михаил Гуцериев организовал освобождение из плена полномочного представителя президента РФ в Чеченской Республике Валентина Власова, сотрудников силовых структур — капитана Вооруженных сил РФ Виталия Коротина, майора Северо-Кавказского РУБОП МВД РФ Виталия Хапова и многих других. Также при непосредственном участии Гуцериева из рук похитителей были вызволены пять сотрудников полка патрульно-постовой службы МВД, рассказал Амирханов.
Примечательно, что штаб по освобождению заложников размещался в доме тогда еще живой матери Гуцериева, Марем Якубовны Ахильговой, в Карабулаке.
"Заложников нам возвращали в ужасающем состоянии — в ветхой одежде, грязных, голодных. И Михаил Сафарбекович не успокаивался, пока вернувшиеся люди не принимали человеческий облик. Он кормил и поил их прямо в доме своей матери, отмывал, отдавал свою одежду, вещи брата, обувь", - рассказывает очевидец тех событий.
Также, отметил Амирханов, Михаил Гуцериев был одним из участников освобождения Илеза Дениева, известного религиозного деятеля, сына шейха Дени Арсанова, основателя накшбандийского тариката. Освобождение Дениева было организовано сугубо благодаря личным связям Гуцериева.
А в начале 1999 года Степашин попросил Гуцериева помочь в освобождении служителей Русской православной церкви – протоиерея Петра Макарова и священника Сергея Потапова. Их удалось освободить в мае того же года вместе с пятью российскими военнослужащими.

Гуцериев одним из первых приехал в Беслан, когда там захватили заложников

Когда случился захват заложников в Беслане, одним из первых, кто туда приехал, был Гуцериев.
"В Беслане ему тогда удалось наладить переговорный процесс с террористами, и Гуцериев был на связи между бандитами и оперативным штабом все трое суток", - рассказывает Амирханов.
По его словам, Гуцериеву удалось убедить террористов начать переговоры. Они также согласились принять запасы питьевой воды для детей, разрешили сотрудникам МЧС эвакуировать тела погибших.
Степашин: Ширак благодарил Ельцина за спасение на Кавказе французского чиновника