МИНСК, 19 янв - Sputnik. Центральный банк России установил равные условия с 9 января для граждан стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при приобретении полиса ОСАГО. Ранее при расчете стоимости полиса не учитывался стаж водителей, не имеющих российского национального водительского удостоверения.
Согласно праву ЕАЭС государства-члены не должны применять дискриминационные требования в отношении получателей страховых услуг, однако все это время существовал барьер, существенно увеличивавший стоимость полиса (при его приобретении в России) для граждан стран-участниц Союза.
Ранее водитель – гражданин любой из стран-участниц ЕАЭС – при покупке полиса ОСАГО в России вынужден был значительно переплачивать. Причина заключалась в том, что при расчете стоимости полиса не учитывался водительский стаж, если у автомобилиста не было российских водительских прав.
Как пояснили Sputnik в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), до устранения барьера сумма переплат при оформлении полиса ОСАГО гражданами стран ЕАЭС, не имеющими российского водительского удостоверения, могла достигать 5 тыс. российских рублей (169,3 белорусского рубля).
"Многие – не только граждане стран-участниц ЕАЭС, но и россияне – до сих пор либо не покупают полисы ОСАГО вовсе, либо покупают "липовые". В случае, если их остановит ГАИ, они отдают штраф, который меньше 1 тыс. российских рублей. Такие "встречи" происходят обычно нечасто, поэтому многие водители спокойно ездят без ОСАГО, а потом при аварии возникает ряд проблем с компенсационными выплатами. Хочется верить, что принятое Центробанком РФ решение действительно упростит гражданам стран-участниц ЕАЭС покупку полисов и позволит вывести ОСАГО в более легальное поле", - говорит заместитель главного редактора проекта "Мотор-1" Юрий Крюков.
Отметим, сейчас в странах-участницах ЕАЭС действуют разные системы ОСАГО (кроме Кыргызстана, где закон об обязательном автостраховании до сих пор не принят). Договоры внутреннего страхования, заключенные в одном государстве, не действуют на территории другого. При выезде за пределы государства регистрации транспортного средства его владелец вынужден заключать дополнительный договор международного страхования "Зеленая карта", либо договор страхования в государстве въезда.
С 2014 года государства-члены ЕАЭС занимаются гармонизацией требований в сфере регулирования финансового рынка на основе международных принципов и стандартов, с учетом наилучшей международной практики. Так, в страховом секторе гармонизируются требования на базе наилучшей международной практики и основополагающих принципов страхового надзора Международной ассоциации страховых надзоров.
С марта 2020 года в силу вступило соглашение о гармонизации законодательства стран-участниц ЕАЭС в сфере финансового рынка. Оно определяет направления и порядок гармонизации законодательства в банковском секторе, страховом секторе и секторе услуг на рынке ценных бумаг, надзорных требований и подходов к регулированию рисков.
Общий финансовый рынок должен начать функционировать после 2025 года по мере завершения гармонизации законодательства.
Юрий Крюков оценивает данную инициативу позитивно. "Опыт Европы показывает, что это может успешно функционировать – когда граждане одной европейской страны оформляют страховку у себя в стране и спокойно едут в соседние государства, ничего не боясь", - заключил эксперт.