МИНСК, 18 дек – Sputnik. Россия полностью вышла из Договора по открытому небу в субботу. Решение покинуть соглашение Москва приняла после того, как из него вышли США, а их европейские союзники отказались дать российской стороне гарантии, что информация, собранная в ходе пролетов над территорией России, не будет передаваться в Вашингтон.
Многосторонний международный Договор по открытому небу (ДОН), разработанный при активном участии Российской Федерации, является мерой в области укрепления доверия и безопасности.
Наряду с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Венским документом 1999 года вступление в силу ДОН практически завершило формирование режима укрепления доверия и транспарентности в области обычных вооружений на евроатлантическом пространстве.
Договор по открытому небу был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки (Финляндия) 27 государствами-участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1995 года – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ). Вступил в силу 1 января 2002 года. Государства-депозитарии – Венгрия и Канада.
По данным на конец 2020 года, участниками ДОН были 33 государства: Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. С 2002 по 2020 год участником договора также были Соединенные Штаты Америки.
ДОН открыт для присоединения других государств, в том числе не входящих в ОБСЕ, разрешает создавать группы государств. Так, Россия и Беларусь составляют одну группу, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
Пока остается неясным, что будет делать дальше Беларусь, которая входила в единую группу с Россией в рамках договора. В Минске подчеркивают, что решение о дальнейшем участии или неучастии республики в "открытом небе" будет тщательно проанализировано и принято в консультациях с Москвой.
Пока остается неясным, что будет делать дальше Беларусь, которая входила в единую группу с Россией в рамках договора. В Минске подчеркивают, что решение о дальнейшем участии или неучастии республики в "открытом небе" будет тщательно проанализировано и принято в консультациях с Москвой.
К какому решению пришла Беларусь, пока официально не сообщалось.
Трампу не нравилось
В мае прошлого года бывший тогда президентом США Дональд Трамп заявил, что Штаты выходят из Договора по открытому небу, официально США покинули его в ноябре 2020 года. Поводом для выхода из соглашения стали, по утверждению Вашингтона, неоднократные его нарушения со стороны России. В частности, США обвинили Москву в том, что она пользовалась "открытым небом" как инструментом "военного принуждения". По мнению Вашингтона, Россия якобы использовала фотографии, полученные в рамках разрешенных полетов над территориями других государств, для "выбора целей среди критически важной инфраструктуры в США и Европе с помощью обычных вооружений точного наведения". В Москве такие предположения назвали вызывающими "гомерический хохот", напомнив американцам, что их самолеты в России "много лет летали не над пляжами и парками".
В целом претензии США к России свелись к тому, что РФ отказывала в проведении наблюдательных полетов в десятикилометровом коридоре вдоль ее границы с Абхазией и Южной Осетией. На это в Москве не раз заявляли, что Абхазия и Южная Осетия не являются регионами Грузии, а Россия, признав их независимыми государствами, как раз выполняла те требования договора, по которым наблюдательные полеты проводятся не ближе 10 километров от границы государства, которое не является его участником. Кроме того, отвечая на обвинения США, в Москве заявляли, что площадь 10-километровых зон невелика, и с технической точки зрения можно получать изображения этой зоны, не залетая в ее пределы.
Недовольство Вашингтона вызывал и режим полетов над Калининградской областью, где РФ ограничила дальность полетов 500 километрами. При этом в Москве ранее подчеркивали, что режим полетов над Калининградской областью абсолютно идентичен тому, который США установили для Аляски. Кроме того, решение об ограничении дальности полета было во многом принято РФ из-за того, что некоторые страны, вылетая с аэродрома Кубинка под Москвой для совершения наблюдательного полета дальностью до 5500 километров, многократно пересекали Калининградскую область, создавая проблемы для работы единственного в области международного аэропорта Храброво. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, комментируя претензии США по пролетам над Калининградом, отмечал, что при всех ограничениях "режим обеспечивал нашим западным партнерам возможность покрывать 90% территории Калининградской области".
Еще одним "нарушением" Россией договора, по утверждению Вашингтона, явился отказ американо-канадской миссии провести совместный полет над районом проведения военных учений "Центр-2019". Введение запрета было вызвано сложностями обеспечения безопасности полетов в рамках договора в условиях быстро меняющейся обстановки в ходе активной фазы учений. Наблюдающей стороне в соответствии с соглашением был предложен альтернативный вариант времени проведения полета на этом участке, что было отвергнуто, заявили ранее в министерстве иностранных дел, комментируя эту ситуацию.
Кроме того, в Белом доме посчитали, что Россия во время полетов над США следила за местонахождением Трампа.
В целом претензии США к России свелись к тому, что РФ отказывала в проведении наблюдательных полетов в десятикилометровом коридоре вдоль ее границы с Абхазией и Южной Осетией. На это в Москве не раз заявляли, что Абхазия и Южная Осетия не являются регионами Грузии, а Россия, признав их независимыми государствами, как раз выполняла те требования договора, по которым наблюдательные полеты проводятся не ближе 10 километров от границы государства, которое не является его участником. Кроме того, отвечая на обвинения США, в Москве заявляли, что площадь 10-километровых зон невелика, и с технической точки зрения можно получать изображения этой зоны, не залетая в ее пределы.
Недовольство Вашингтона вызывал и режим полетов над Калининградской областью, где РФ ограничила дальность полетов 500 километрами. При этом в Москве ранее подчеркивали, что режим полетов над Калининградской областью абсолютно идентичен тому, который США установили для Аляски. Кроме того, решение об ограничении дальности полета было во многом принято РФ из-за того, что некоторые страны, вылетая с аэродрома Кубинка под Москвой для совершения наблюдательного полета дальностью до 5500 километров, многократно пересекали Калининградскую область, создавая проблемы для работы единственного в области международного аэропорта Храброво. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, комментируя претензии США по пролетам над Калининградом, отмечал, что при всех ограничениях "режим обеспечивал нашим западным партнерам возможность покрывать 90% территории Калининградской области".
Еще одним "нарушением" Россией договора, по утверждению Вашингтона, явился отказ американо-канадской миссии провести совместный полет над районом проведения военных учений "Центр-2019". Введение запрета было вызвано сложностями обеспечения безопасности полетов в рамках договора в условиях быстро меняющейся обстановки в ходе активной фазы учений. Наблюдающей стороне в соответствии с соглашением был предложен альтернативный вариант времени проведения полета на этом участке, что было отвергнуто, заявили ранее в министерстве иностранных дел, комментируя эту ситуацию.
Кроме того, в Белом доме посчитали, что Россия во время полетов над США следила за местонахождением Трампа.
Встречные претензии Москвы
У Москвы, со своей стороны, накопились встречные претензии к тому, как Вашингтон выполнял свои обязательства по договору. Россия обвиняет США, во-первых, в том, что в 2016 году Вашингтон не обеспечил безопасное прибытие российского самолета Ан-30Б в пункт въезда/выезда, отказавшись предоставить необходимое количество промежуточных аэродромов. Во-вторых, в 2017 году США были отменены остановки для отдыха экипажей самолетов наблюдения в ночное время суток на аэродромах заправки Робинс и Элсворт, что нарушает права наблюдающей стороны по выполнению наблюдательных полетов на максимальную дальность с учетом норм предельных нагрузок на экипаж.
В-третьих, США в нарушение договора установили максимальную дальность полетов над территорией Гавайских островов с аэродрома дозаправки Хикам. Вместе с тем, как пояснили ранее в МИД РФ, согласно договору, максимальная дальность полетов устанавливается только с аэродромов открытого неба и рассчитывается по имеющимся правилам, поэтому установленное США ограничение дальности полетов в 900 километров не соответствует договору, так как при правильном расчете эта дальность должна быть не менее 1160 километров.
Еще одной претензией к США являлось то, что Вашингтон установил ограничения для наблюдательных полетов над территорией Алеутских островов, согласно которым самолет наблюдающей стороны всегда должен оставаться в пределах внешней границы прилегающей зоны, простирающейся на 24 морские мили от побережья - это ограничение, не предусмотренное договором, значительно снижает эффективность наблюдательных полетов. Кроме того, Москва обвиняет Вашингтон в том, что США в ходе наблюдательных полетов над их территорией устанавливают ограничения по высоте полета самолета наблюдения, не предусмотренное договором и противоречащее нормам ИКАО.
При этом в Москве подчеркивали, что все претензии сторон можно и нужно было решать путем диалога в рамках консультативной комиссии.
В-третьих, США в нарушение договора установили максимальную дальность полетов над территорией Гавайских островов с аэродрома дозаправки Хикам. Вместе с тем, как пояснили ранее в МИД РФ, согласно договору, максимальная дальность полетов устанавливается только с аэродромов открытого неба и рассчитывается по имеющимся правилам, поэтому установленное США ограничение дальности полетов в 900 километров не соответствует договору, так как при правильном расчете эта дальность должна быть не менее 1160 километров.
Еще одной претензией к США являлось то, что Вашингтон установил ограничения для наблюдательных полетов над территорией Алеутских островов, согласно которым самолет наблюдающей стороны всегда должен оставаться в пределах внешней границы прилегающей зоны, простирающейся на 24 морские мили от побережья - это ограничение, не предусмотренное договором, значительно снижает эффективность наблюдательных полетов. Кроме того, Москва обвиняет Вашингтон в том, что США в ходе наблюдательных полетов над их территорией устанавливают ограничения по высоте полета самолета наблюдения, не предусмотренное договором и противоречащее нормам ИКАО.
При этом в Москве подчеркивали, что все претензии сторон можно и нужно было решать путем диалога в рамках консультативной комиссии.
Союзники не дали гарантий
После того как США вышли из договора, Москва была озабочена позицией ряда европейских стран по проблеме возможной передачи данных о полетах над территорией России Соединенным Штатам их европейскими союзниками, хотя договор запрещает раскрывать информацию третьим странам, у государств Европы есть союзнические обязательства по НАТО. Этот конфликт обязательств, как считает Москва, необходимо полностью исключить.
По мнению Москвы, положения Договора по открытому небу должны были иметь безусловный приоритет, ведь ситуация, когда США теоретически смогут "наблюдать" за территорией России, а у Москвы такой возможности в отношении американских земель уже не будет, Россию категорически не устраивает. Именно поэтому РФ предложила странам-участницам договора обменяться нотами, в которых письменно они подтвердят обязательство не передать информацию, полученную в ходе наблюдательных полетов, третьим странам. Однако реакция ряда стран на это предложение Россию разочаровала.
Пришедший на смену Трампу демократ Джо Байден хоть и назвал решение бывшего президента покинуть договор ошибкой, не сделал ничего, чтобы вернуться в соглашение. Более того, США донесли до России, что делать этого не собираются.
В ответ Россия в январе 2021 года объявила о запуске внутригосударственных процедур по выходу из договора. 18 июня президент России Владимир Путин подписал указ о денонсации "открытого неба", и РФ официально уведомила об этом участников договора. Согласно соглашению, который является бессрочным, любое государство-участник имеет право выйти из него, для этого не позднее чем за шесть месяцев до даты своего предполагаемого выхода страна должна уведомить депозитариев договора, которыми являются Канада и Венгрия.
По мнению Москвы, положения Договора по открытому небу должны были иметь безусловный приоритет, ведь ситуация, когда США теоретически смогут "наблюдать" за территорией России, а у Москвы такой возможности в отношении американских земель уже не будет, Россию категорически не устраивает. Именно поэтому РФ предложила странам-участницам договора обменяться нотами, в которых письменно они подтвердят обязательство не передать информацию, полученную в ходе наблюдательных полетов, третьим странам. Однако реакция ряда стран на это предложение Россию разочаровала.
Пришедший на смену Трампу демократ Джо Байден хоть и назвал решение бывшего президента покинуть договор ошибкой, не сделал ничего, чтобы вернуться в соглашение. Более того, США донесли до России, что делать этого не собираются.
В ответ Россия в январе 2021 года объявила о запуске внутригосударственных процедур по выходу из договора. 18 июня президент России Владимир Путин подписал указ о денонсации "открытого неба", и РФ официально уведомила об этом участников договора. Согласно соглашению, который является бессрочным, любое государство-участник имеет право выйти из него, для этого не позднее чем за шесть месяцев до даты своего предполагаемого выхода страна должна уведомить депозитариев договора, которыми являются Канада и Венгрия.
Что дальше?
По мнению старшего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО МИД России, консультанта ПИР-Центра Андрея Баклицкого, не стоит ожидать, что Договор по открытому небу прекратит свое существование, после того как из него вышли РФ и США.
"Будут перераспределены квоты, будут совершаться дальнейшие полеты, но, конечно, смысл в этом для всех его участников сильно снизится. Наверное, можно будет найти какие-то конкретные точки, например, полеты над Украиной. В каком-то формате он может продолжить существовать, но, к сожалению, в укрепление европейской безопасности он уже вклад вносить больше не будет", - полагает эксперт.
При этом он подчеркнул, что до сих пор остается открытым вопрос, останется ли Белоруссия участником договора, после того как его покинула Россия.
"Мы не знаем выйдет ли Беларусь и как она будет дальше себя вести. В рамках ДОН мы являлись совместной стороной. Но конкретного ответа из Минска о дальнейших шагах пока не было", - пояснил эксперт.
Как работал Договор
Органом ДОН является Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения в которой принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.
ДОН зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере. Он предоставляет право государствам-участникам совершать облеты любых территорий друг друга в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий. Регламентирует проведение полетов, определяет механизм контроля его соблюдения, содержит требования к самолетам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения.
Государство-участник ДОН имеет право выделять в качестве самолетов наблюдения один или более типов или моделей невооруженных самолетов. При этом самолет наблюдения проходит освидетельствование с целью подтверждения, что воздушное судно и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям договора. Страны НАТО наблюдательные полеты над территориями друг друга не выполняют.
Каждая страна-участница ДОН имеет право приобретать материалы, полученные в ходе любых наблюдательных полетов в рамках договора.
Государства-участники имеют возможность задействовать предусмотренный договором набор аппаратуры наблюдения из следующих категорий: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени, радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой, инфракрасные устройства формирования изображения. Для каждой категории аппаратуры наблюдения установлены ограничения по пространственному разрешению на местности. В настоящее время используются только первые две категории.
Для проведения полетов Россия использовала самолеты Ан-30Б, Ту-154М ЛК и Ту-214 ОН, США использовали Boeing OC-135B Open Skies. Предусмотрена возможность использования для наблюдательного полета самолетов, принадлежащих наблюдаемой стороне.
При осуществлении наблюдательного полета на борту самолета всегда присутствуют представители той страны, над территорией которой проходит полет. Полет осуществляется с определенного аэродрома. В России такие аэродромы расположены в Кубинке (Московская область), Улан-Удэ, Магадане и Воркуте.
По материалам РИА Новости