Работает новый центр на базе Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова. Именно его в 1947 году Надежда Троян окончила с красным дипломом, а потом вернулась в Сеченовку в роли кандидата медицинских наук, доцента кафедры госпитальной хирургии.
"Учитывая, насколько тесно жизнь Надежды Троян была связана с университетом, неудивительно, что центр, носящий ее имя, будет работать именно здесь, - заявила директор центра Марина Черниченко. – С помощью этого центра мы будем стараться нескучно доносить историческую память до молодежи – здесь будут проходить лекции по истории, квесты и экскурсии".
Открытие центра посетил сын Надежды Троян – Алексей Коротеев, который пошел по стопам своей знаменитой матери и тоже стал врачом. Сегодня Коротеев – один из лучших кардиохирургов России, доктор медицинских наук и профессор, разработавший новые методы лечения тяжелых заболеваний сердца.
Открытие памятника-бюста советской разведчице Н. В. Троян
© Sputnik / Григорий Сысоев
/ "Главное в жизни – выбрать правильный ориентир, - сказал Алексей Коротеев в приветственном обращении к студентам Сеченовки. – Мне в этом повезло: я всегда сверял свой жизненный путь и продолжаю это делать по своей маме".
Как рассказал Коротеев корреспонденту Sputnik, Надежда Викторовна Троян родилась в Беларуси, в городе Дрисса (ныне Верхнедвинск – Sputnik). Однако детство будущая разведчица провела преимущественно в России – в 1930-х годах ее семье из-за работы отца пришлось жить в Красноярске, Иркутске и Грозном. А вот в институт Троян поступила в Беларуси.
"У нас сохранилась фотография, на ней стоит дата: 21 июня 1941 года. Мама на дне рождения сокурсника. "Студенты Минского мединститута веселятся и не подозревают, что через несколько часов вся эта мирная жизнь закончится", - говорит Алексей Коротеев. – Фашисты вошли в Минск на шестой день после начала войны, и мама сразу же решила вступить в бой с врагами. Несмотря на требования фашистов, она не сдала радиоприемник и слушала сводки Совинформбюро, а потом расклеивала листовки с информацией о том, что происходит на фронте, хотя это было рискованно".
Первое время Троян помогала пленным красноармейцам в концлагере под Минском.
"Люди страдали от жажды, и она бросала им через колючую проволоку тряпки, смоченные водой, двоим помогла бежать", - рассказывает сын разведчицы.
Сын Надежды Викторовны Троян, кардиохирург Алексей Коротеев на открытии памятника-бюста советской разведчице Надежде Троян на Хорошевском шоссе в Москве 22 октября 2021 года
© Sputnik / Григорий Сысоев
/ Троян везло – еще в школе она хорошо выучила немецкий, поэтому фашисты принимали ее за немку. Тем не менее, боясь, что ее угонят в Германию, Надежда Троян перебралась из Минска в город поменьше, в Смолевичи, устроилась там переводчицей на завод и однажды подслушала разговор двух немецких офицеров. Каратели обсуждали операцию против местного партизанского отряда.
Всю эту информацию Троян передала своей подруге, которая, по ее мнению, общалась с отрядом. Интуиция не подвела Надежду Троян – девушка действительно была связана с партизанами. После этого случая Надежду пригласили в знаменитую "Бригаду дяди Коли", входившую в состав 4-го разведывательного управления НКВД.
"В бригаде мама сначала была медсестрой, а потом стала бойцом, - рассказывает Алексей Коротеев. – Разведчик Иван Золотарь обратил внимание на ее характер – Надя со всеми умела установить хорошие отношения".
Так Надежда Троян стала членом подпольной группы, целью которой было убить верховного комиссара Беларуси, гауляйтера Вильгельма Кубе. В Беларуси Кубе называли символом зла – во время его режима в республике действовали 260 концлагерей. Только в 1942 году Кубе уничтожил около 50 тысяч евреев в Минском гетто.
Неудивительно, что советские власти мечтали ликвидировать гауляйтера. Но даже подобраться к нему было сложно – девять попыток покушения на Кубе оказались неудачными. Однако в 1943 году к поиску людей, приближенных к Вильгельму Кубе и при этом поддерживающих партизан, подключилась Надежда Троян.
Троян вышла на домработницу Кубе – Елену Мазаник, - и смогла убедить ее участвовать в покушении. Другая подпольщица – Мария Осипова, - передала Елене Мазание мину замедленного действия. В результате именно этой миной был убит гауляйтер ночью 22 сентября 1943 года в собственной спальне. А история охоты на гауляйтера стала темой первой лекции в московском центре имени Надежды Троян.
Хотелось бы, чтобы эту лекцию услышали не только студенты Сеченовки, но и белорусские школьники, говорит Алексей Коротеев.
"В Беларуси живут замечательные люди, меня трогает уважение, с которым они относятся к памяти о войне и о тех, кто защищал Беларусь, - рассказал он в интервью Sputnik. – Мы собираемся организовать телемост с учащимися школы №2 в Верхнедвинске, она носит мамино имя. А когда пандемия закончится, рассчитываем, что наши белорусские братья и сестры встретятся с нами здесь, в Москве".
Читайте также:
"Ищите могилы в лесах": единственный выживший вспоминает о детском гетто
"Белые пятна" Великой войны: пройти через ад концлагерей и выжить