Убить Кубе, или Как стать личным врагом Гитлера в 22 года

На генерального комиссара Беларуси Вильгельма Кубе было совершено несколько неудачных покушений, после чего он получил прозвище "Счастливчик".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
22 сентября 1943 года гауляйтер Беларуси Вильгельм Кубе был убит миной, взорвавшейся в его кровати. Непосредственными участниками операции были три советских девушки. В этом году одной из них исполнилось бы 100 лет.
Sputnik решил вспомнить, как удалось осуществить на оккупированной территории столь сложную диверсионную операцию и как 22-летняя минская студентка стала личным врагом фюрера.

Кровавый драматург

Вильгельм Рихард Пауль Кубе родился 13 ноября 1887 года в Глогове, Польша. Окончил гуманитарную гимназию при Берлинском университете по специальности "история и право". С 1927 года состоял в Национал-социалистической немецкой рабочей партии.
Писал пьесы и статьи, причем если драматические произведения Кубе считались посредственными, то статьи были высоко оценены соратниками по партии, поскольку среди основных тем антисемита Кубе были чистота расы и необходимость уничтожения всех неарийцев.
Первое десятилетие в партии Вильгельм Кубе быстро поднимался по партийной лестнице: в 1928 году он гауляйтер Остмарка, в 1933 – Курмарка, образовавшегося в результате соединения Отсмарка с Бранденбургом, и в этом же году – обер-президент Бранденбурга. В 1933 занимал пост обер-президента Пограничной марки Позен-Западной Пруссии и, вступив в СС, стал оберфюрером. Параллельно Кубе был депутатом Рейхстага и лантага Пруссии, а также активистом многих организаций.
Вильгельм Кубе
Продвигался по карьерной лестнице Кубе благодаря интригам. Но в 1936 году его способ дал сбой. Кубе начал распространять слухи о том, что теща начальника штаба заместителя Гитлера Мартина Бормана якобы еврейка. Таким образом хитрый драматург пытался атаковать самого Бормана, который к тому времени стал зачищать верхушку руководства партии от старых кадров. Слухи не подтвердились, зато вскрылись массовые эпизоды получения взяток Вильгельмом Кубе и превышения им полномочий.
Сразу же после этого Кубе лишили всех должностей и заставили выйти из СС, но депутатом он оставался до начала Великой Отечественной войны. После нападения на Советский Союз высшее руководство партии решило отдать под его начало Генеральный комиссариат "Белорутения".
Кубе согласился. И сразу же после его назначения в августе 1941 года в Минске произошел один из самых крупных еврейских погромов: погибло почти пять тысяч человек, а в ноябре этого же года погибло еще около 12 тысяч евреев.
При Кубе на территории Беларуси действовало 260 концлагерей, 14 из которых были детскими. Детей использовали в качестве доноров крови для немецких солдат. Проводились постоянные карательные операции, во время которых уничтожались целые деревни. При этом Вильгельм Кубе пытался заигрывать с белорусским национальным движением и населением страны, разрешая традиционные праздники и утверждая, что, освободившись от власти большевиков, Беларусь начнет развиваться, как самостоятельная страна.

Студентка и партизаны

Надежда Троян родилась 24 октября 1921 года в Дриссе (сейчас Верхнедвинск) Витебской области. Перед началом войны поступила в Минский медицинский институт.
После оккупации Беларуси вышло распоряжение: все граждане старше 16 лет должны быть трудоустроены, иначе им грозит концлагерь. Благодаря хорошему знанию немецкого языка, комсомолка Троян устроилась переводчицей к директору конторы по торфопереработке, которая находилась в Смолевичах.
Вечерами Надежда слушала по радио, которое ей удалось спрятать, сводки Совинформбюро, записывала их от руки и распространяла среди рабочих.
"Мама искала возможность уйти в партизаны. Она знала, что рядом с городом действует партизанский отряд, но, как выйти на партизан, не представляла", – вспоминал сын Надежды Троян Алексей Коротеев.
Троян предполагала, что ее подруга по мединституту связана с партизанами, но та опасалась что-либо рассказывать. Помог Надежде случай.
Троян подслушала разговор начальника конторы о том, что местные коллаборационисты обещали показать немцам, где находится партизанская база, и те стали готовить крупную операцию против партизан. Надежда побежала к подруге, чтобы предупредить ее.
"Мы обнялись, и подруга отправила в отряд брата. Партизаны покинули базу, оставив немцам лишь пожарище на месте своего лагеря", – делилась воспоминаниями Надежда Троян.
После этого случая Троян получила приглашение встретиться с командиром партизанского отряда Яковом Василенко. После беседы с ним Надежде предложили остаться в Смолевичах в качестве разведчика.
Делегаты Всемирной конференции молодежи за мир в Лондоне. В центре - Герой Советского Союза Надежда Троян
Многие отмечали, что у Надежды Троян был талант налаживать контакт с людьми. Троян настолько хорошо находила к людям подход, что ей даже удалось уговорить одного из охранников концлагеря в Минске, чтобы тот передавал заключенным медикаменты и еду, которые она приносила. В Смолевичах же Троян добывала информацию для партизан и выписывала на них пропуска от имени конторы по торфопереработке.
По наводке Троян партизанам удалось разгромить железнодорожную станцию: девушка собрала данные о системе охраны, расположении постов и вышек, а также уточнила, на какие именно пути подавались составы с оружием, боеприпасами и продовольствием. Благодаря ее информации партизаны разгромили станцию практически без потерь.
Со временем оставаться в Смолевичах для Надежды стало опасно, поскольку начальство в любой момент могло обнаружить огромный перерасход бланков для пропусков, а также задаться вопросом, куда постоянно отлучается переводчица.
1 мая 1943 года она уже находилась в партизанском отряде "Буря", то есть фактически стала резидентом разведывательно-диверсионной группы НКГБ.

Счастливчик Вильгельм

За время гауляйтерства Кубе в Беларуси было проведено множество казней и полицейских операций. Оценив его деятельность, советское руководство дало приказ уничтожить комиссара. В ликвидации Кубе было параллельно задействовано 12 спецгрупп.
Одно из покушений на Кубе решили устроить 6 сентября 1943 года, когда гауляйтер должен был присутствовать на банкете в столовой-казино белорусского управления СД. Перед визитом гауляйтера группа саперов проверила столовую и доложила, что она "чистая", но Кубе не торопился на банкет. В здании прогремел взрыв, в результате которого погибло несколько десятков высокопоставленных чинов СД и немецкой администрации.
Еще одно покушение на гауляйтера должны были совершить во время "Дожинок", которые проводили в Смолевичах с одобрения оккупационных властей. На празднике, по сведениям Надежды Троян, которая участвовала в разработке плана по уничтожению гауляйтера, собирался присутствовать Кубе. По плану несколько бойцов должны были забросать здание управы бутылками с зажигательной смесью, когда туда войдет гауляйтер.
На праздник согнали множество людей, поэтому занять свои позиции партизанам не составило труда, но Кубе на праздник так и не приехал.
Гауляйтер Кубе в Минске. Май 1943 года
Еще одно неудачное покушение на комиссара было зимой, когда партизаны через своих людей узнали, что он в компании высокопоставленных чиновников должен отправиться на охоту в Ляховичский лес. По дороге, недалеко от деревни Мукшицы, партизаны устроили засаду, в результате которой погибло 10 высших офицеров и членов оккупационной администрации, среди которых был и гаупткомиссар Барановичей группенфюрер Фридрих Фенс. Уничтожить Кубе не удалось, поскольку в последний момент он отменил поездку, но об этом подполье предупредить партизан не смогло.
22 июня 1943 года Кубе собирался в театр на представление в честь двухлетия "Освобождения Беларуси от большевистской власти". Подпольщики заложили под сценой мощную бомбу, которая должна была уничтожить все здание театра. Прогремел взрыв, погибло много людей, кроме самого Кубе, отменившего в последний момент визит в театр.
Из-за неудавшихся покушений гауляйтер получил прозвище "Счастливчик Вильгельм", а руководство партизан поняло, что нужно менять тактику покушений на гауляйтера.

Три девушки – один взрыв

Партизаны поняли, что покушение должен совершить кто-то из приближенных к гауляйтеру людей. Поиском подходящего человека занялась Надежда Троян. После наблюдения за резиденцией выяснилось, что единственным человеком из обслуги, кто имеет право выходить в город, является домработница Кубе – Елена Мазаник.
В течение трех недель Троян ежедневно по вечерам встречалась с Мазаник и потихоньку склоняла девушку к мысли о покушении. Сама Надежда называла эти встречи не вербовкой, а дружескими разговорами.
Как вспоминала Елена Мазаник, она была не против покушения, но хотела, чтобы погиб не только гауляйтер, но и как можно больше генералов, которые периодически посещали его дом. Однако решено было остановиться только на Кубе.
Елена Мазаник
Параллельно с Надеждой Троян операцию прорабатывала связная партизанских отрядов Мария Осипова, которая в конце вербовки тоже встретилась с Еленой Мазаник, согласившейся участвовать в операции при условии, что партизаны эвакуируют ее близких в день покушения.
При разработке плана рассматривалось несколько вариантов: вначале предполагали отравить Кубе, но от этой мысли отказались, поскольку очередность приемов пищи в доме была нестабильной и вместо гауляйтера могли отравиться жена и дети. Тогда решено было его взорвать.
21 сентября 1943 года Надежда Троян вышла из расположения партизанской бригады с бомбой в коробке из-под торта. За сутки до этого из отряда разведуправления Красной армии еще одну бомбу вынесла Мария Осипова: спрятала в корзинку, накрыв сверху ягодами.
Марии повезло: пост полевой жандармерии нарушил инструкции и пропустил ее практически без досмотра, поскольку удалось отвлечь внимание немцев жареной курицей.
Первой Елене Мазаник доставила бомбу Мария Осипова. Проверив устройство, девушки обнаружили, что запал слишком плотно сидит в отверстии, поэтому его пришлось увеличивать ножницами.
На следующее утро Елена Мазаник завернула мину в платок, якобы предназначавшийся для подарка жене Вильгельма Кубе, и направилась в резиденцию. Ее практически не обыскивали.
В доме Мазаник быстро прошла в спальню гауляйтера (он спал отдельно от жены и детей), положила мину под матрас и установила химический таймер, после чего, сославшись на резкую зубную боль, покинула резиденцию.
Взрыв прогремел в 0:40 22 сентября 1943 года. Гауляйтер Беларуси Вильгельм Кубе погиб на месте, его близкие при этом не пострадали.
На следующий после покушения день в Минске начались массовые задержания всех девушек и женщин, которых доставляли в СД.
Надежда Троян узнала о покушении, когда везла бомбу для Мазаник на велосипеде. Лишь чудом девушке удалось обойти блокпосты и уйти к партизанам.
Очень быстро Надежду Троян, Марию Осипову и Елену Мазаник переправили самолетом в Москву, где осенью им присвоили звание Героя Советского союза, а в Германии объявили личными врагами Рейха.