Экс-заместитель министра национальной обороны Польши Ромуальд Шереметьев призывает объявить войну Беларуси и разорвать с ней все дипломатические отношения. Что это, очередное проявление фантомных болей наследников Речи Посполитой или начало очередной большой политической игры против Беларуси (читай России) с использованием современных политтехнологий? Попробуем разобраться.
Итак, 75-летний польский экс-военный стратег Ромуальд Шереметьев 5 октября в эфире Польского радио призвал объявить войну Беларуси и разорвать с ней все дипломатические отношения. Относиться ли к этому серьезно? И да и нет. Почему нет? Ну, во-первых, я не случайно упомянул о его возрасте – 75 лет. Кому и как мы с вами будем грозить в такие-то годы, если доживем конечно, одному Богу известно. Вполне возможно – так же, как барон Мюнхгаузен грозил Англии в бессмертном фильме Марка Захарова.
С этой точки зрения к высказыванию дедушки Шереметьева можно отнестись снисходительно и с юмором. А уж если помнить, что Польша – член НАТО, а Беларусь – член ОДКБ и главный военный союзник России, то получается, что пенсионер Шереметьев претендует на место в истории как развязавший третью мировую войну? Спросонья разве что. Так что нет – это несерьезно.
А теперь, почему все-таки да? То есть почему нельзя вовсе не обращать внимание на подобные заявления? Хотя бы потому что американских солдат и военной техники в Польше все больше. Речь и военном контингенте США и о стараниях самой Посполитой.
Из последнего. Варшава прямо сейчас тратит 23 миллиарда долларов на американские танки на то, чтобы разместить их у себя на востоке, то есть поближе к нам. А ведь танк – оружие по большей части ударное. Вспомним и о постоянно возрастающей военной активности в виде разнообразных маневров, развитии необходимой инфраструктуры на польской территории. Размер инвестиций исчисляется многими миллиардами долларов, и об экономии речи не идет. А раз в год и палка стреляет. И в этой шутке лишь доля шутки.
Миграционный пограничный кризис также не добавляет спокойствия в наших пущах. На этом фоне призывы Шереметьева уже не выглядят как совсем уж откровенный старческий маразм.
Яркий пример того, как любую идею в неважно каком обществе можно превратить из немыслимой в государственную норму, – гей-пропаганда. Технологию подробно описал американский психолог Джозеф Овертон. Она и называется в его честь "окно Овертона". Так вот, последней из стран Европы декриминализировала гомосексуальные отношения Германия. То есть каких-то четверть века тому идея, например, однополого брака, признанного государственными институтами, в той же Германии еще была в разряде "немыслимо". Как обстоят дела сейчас, вы знаете сами. Родитель "номер один" и "номер два" вместо "мама" и "папа" – это уже норма, которую во многих странах закладывают детям с самого раннего возраста. Примеров применения этой технологии на самом деле множество в разных сферах общественной жизни.
И если в сегодняшнем моменте высказывания о необходимости войны с Беларусью пусть и престарелого, но действующего представителя польского истеблишмента Ромаульда Шереметьева кажутся немыслимыми, то как знать, как к подобным идеям будут относиться поляки по прошествии времени? И как знать, сколько времени нужно для изменения сознания польского общества? Будем надеяться, что военные стратеги и аналитики Беларуси делают свои выводы из произошедшего. Чтобы не получилось, как с геями. Потому как то, что произошло в еще недавнем прошлом в моралистской Европе точно не по-нашему, не по-славянски. А уж войны никто из нас не хочет тем более.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции