Народная артистка БССР и СССР была в центре внимания прессы и получила все награды, о которых может мечтать артист.
О своей популярности в 50—80-х годах прошлого века Климова посмеивалась:
— Когда на каком-нибудь мероприятии мы оказывались со Стефанией Станютой рядом, я была второй. Без Станюты я неизменно становилась первой и получала все лавры.
Лично у меня, как у театрального критика, две актрисы всегда вызывали восторг, любовь и преклонение: Алиса Фрейндлих из Питера и Александра Климова из Минска. Они завораживали настолько, что я не могла обнаружить изъянов в их театральных и кинематографических работах. Когда они появлялись на сцене, происходило какое-то чувство внутреннего подчинения и радости открытий женской души.
Подсчитала, что о Климовой написала около двадцати статей и могу в какой-то мере считать себя ее биографом. Отдельная папка о творчестве актрисы в моем архиве успела выцвести и пожелтеть. Я веду ее с 1957 года. Сначала мной двигал сентиментальный восторг. Потом попытка критического анализа и постоянный интерес к каждому шагу этой удивительной актрисы. Мы не были друзьями, только всегда доброжелательно раскланивались. Моя попытка сделать с ней интервью, получилась откровенно слабой, потому что Климова умела замыкаться и не откровенничать. Творческий путь актрисы не всегда был усыпан розами, пережила она многие минуты неудач и разочарований. Моя любовь была слепа — я уже не могла не поклоняться ей.
Есть такое устойчивое словосочетание — властвовать над зрителем. Не о всяком актере такое скажут. Здесь важно не личное отношение, а что-то другое. Каждая новая работа Климовой становилась событием театральной жизни. Ее особая власть над зрителем во многом объяснялась теми женскими образами, которые она старалась воплотить и особым человеческим обаянием. Сыграв крупнейшие роли мировой и советской драматургии, Климова оставила в сознании зрителей и свой образ — женственный, романтичный, с тонким душевным устройством и остро возбудимыми нервами. Особо замечу, что Александру Ивановну Климову нельзя было назвать красавицей. Она покоряла вовсе не этой важной особенностью, когда за естественную красоту прощалось все.
Одна из ее звездных ролей была египетская царица Клеопатра в спектакле по Шекспиру "Антоний и Клеопатра". Всех, кто когда-нибудь играл эту роль, сравнивали с богиней любви и красоты Афродитой. К своей внешности Александра Ивановна относилась весьма скептично.
— Ну, посмотрите, какая из меня Клеопатра? Ни тела, ни глаз, ни красоты волшебной. Клеопатру блестяще играли Дузе, Верико Анджапаридзе, Алиса Коонен, Элизабет Тейлор. Что же делать мне? Я читала Плутарха, который утверждал, что Клеопатра очаровывала игривостью ума и хотела быть счастливой не как гордая царица, а просто женщина, жена. Это и я взяла на вооружение в спектакле "Антоний и Клеопатра".
И Климова ухватилась за характеристику своей героини — внешность олимпийской богини и мужество воина. В браслетах, в шлеме из драгоценностей владычица империи задыхалась от любви и была необыкновенно прекрасна.
Александра Климова
© Photo : НАДТ имени М. Горького
Она редко была прокурором своих героинь. Всегда оставалась их защитницей. Любые повороты и перекрестки человеческих судеб актриса стремилась объяснить не просто блужданием по жизни, а нравственными исканиями. Хороши или плохи ее героини, переживания и муки их всегда понятны, потому что актриса в совершенстве владела умением чутко проанализировать движения любой женской души.
На спектаклях Климовой вряд ли можно было встретить человека, чьи чувства она бы не задела, которого не взволновала.
Это совсем не такое уж легкое искусство — заставить человека поверить себе, как это делала Климова. Не касаясь мастерства и сугубо профессиональных тонкостей, можно в общих чертах определить это свойство так: зрителя захватывает активность ее человеческой личности, трепетность и пугающая своей прямотой откровенность.
Женщина загадочная и неземная, она запомнилась голосом, похожим на голоса утренних птиц, легким, как падение осенних листьев. Ее ни с кем невозможно было спутать в толпе: ясно, что это идет актриса. У нее удивительное лицо, преображение которого заставляло тебя подтянуться, привстать, поклониться, словом, почувствовать, что рядом с ее достоинством необходимо продемонстрировать и собственное.
Вот парадокс таланта: не оратор, не политик, не лидер (она и руководящих должностей никогда не занимала), а умы и сердца завоевывала. Чем? Как?
Вспоминаю один случай. На юбилее знаменитого купаловца Леонида Григорьевича Рахленко Климова вышла с приветствием от своего театра. Она как будто выполняла поручение, но эта актриса обязательно все пропустит через сердце, нервы и душу. Она вышла в синем бархатном платье с длинной ниткой жемчуга на шее, гладко причесанная, очень величественная. Раздались аплодисменты, и они долго не смолкали, хотя актриса не начала говорить. А потом она очень по-своему, по-климовски передала Рахленко эстафету прекрасных воспоминаний об "Оптимистической трагедии" (он готовился играть в этом спектакле, а за ее плечами был триумф непревзойденного Комиссара). Все сидящие в зале помнили ее Комиссара, хотя прошло двадцать лет, и зал снова аплодировал.
Чудо памяти мгновенно сбросило пелену двадцати лет. Она виделась прежней тоненькой светловолосой ясноглазой женщиной с челочкой на лбу, нервными руками и трепетным голосом, которая подчиняла своей воле не только анархистски настроенный матросский полк, но и каждого, кто оказался в этот вечер в театре. Я знаю, Александра Ивановна играла эту роль на полной "выкладке" душевных и физических сил, вдохновенно и по-своему безотчетно. Не покидала тревога за актрису — где предел профессионального мастерства, во что обойдется ей такая нечеловеческая затрата? На нерве, свойственном человеку в трагическую минуту жизни, проводила актриса свою роль.
Сейчас сказали бы, что Комиссар из "Оптимистической трагедии" не ее роль. В этом была своя правда. Комиссаров привыкли видеть другими. Значит, Климова сделала невозможное.
Александра Климова
© Photo : НАДТ имени М. Горького
А какие же роли ее? Лариса в "Бесприданнице" Островского, Гитель в пьесе Гибсона "Двое на качелях", Гелена в "Варшавской мелодии" Зорина, Она в "Милом лжеце" Бернарда Шоу, Принцесса в "Сладкоголосой птице юности" Уильямса, Гертруда в "Гамлете" Шекспира, Мария Стюарт в одноименной пьесе Шиллера, Этель "На золотом озере" Томпсона, Леди Макбет у Шекспира. И вот что странно: судите по репертуару — сплошь героини прошлых веков. Женщины богатые, капризные, немножко не от мира сего. Как же она ухитрилась стать властительницей дум своего поколения? Ее женщины — всегда героини, а это не только слова, а выбор жизненной позиции.
Она на редкость гармонично сочетала на сцене эмоции и интеллект. Актриса выходит на сцену, чтобы идти в наступление, активно сражаться и добиваться победы. Каждая из ее героинь, вероятно, кажется ей по-своему правой (Климова почти никогда не играла "отрицательных", ее стихия — "положительные характеры").
По странному стечению обстоятельств Климова часто играла женщин, чья профессия — актриса. Делала она это с блеском, потому что все актрисы мира одинаково переживают свои творческие удачи и поражения, в чем-то похожи их отношения к уходящей молодости, к убывающей славе, к потере поклонников, к постепенно тающим признаниям в любви и верности. Но в жизни любой актрисы до последнего часа неистребима тяга к лицедейству, радость игры, умение красотой и щедростью наполнить свое существование на земле. Красивые платья и красивые вещи окружают героинь этих спектаклей, и они были так к лицу актрисе Климовой. Она вообще словно создана для красоты.
Вспоминаешь ее кожаную куртку из "Оптимистической трагедии" и не перестаешь удивляться с какой грацией носила она ее, как умела выглядеть хорошо и изысканно одетой. Об этом почему-то редко говорят и еще реже пишут в статьях об актрисах. А жаль. Ведь это приметы редкого, увы, уходящего мастерства, умения оставаться милой, обаятельной и привлекательной женщиной в любой обстановке.
Михаил Глузский (слева) и Александра Климова (в центре) в художественном фильме "Цена"
© Sputnik
Зрительская аудитория актрисы может всегда расшириться за счет съемок в кино. Но кто вспомнит сегодня фильмы с ее участием, хотя их было 28?! Яркий талант актрисы кино не оценило по достоинству, считая Климову принадлежащей исключительно театру. Первую главную роль она получила в телефильме "Рядом с вами", снятом на "Беларусьфильме" и сразу же на Всесоюзном фестивале в Москве ей присудили первую премию за исполнение. Жаль, что кино не открыло ее людям так, как это сделал театр.
Народная артистка СССР, актриса Русского драматического театра им. Горького Александра Ивановна Климова
© Sputnik / Евгений Коктыш
Много лет Александра Климова жила в бешенном ритме. У нее никогда не было дачи, машины, роскошной квартиры. Надо ходить по магазинам, не хватает денег, к тебе несправедливо отнеслись. Душа мастера под постоянными ударами, и воспринимает он эти удары чуть трагичнее, чем остальные люди.
В 1993 году Климова дала интервью, которое называлось так: "У меня нет театра". Она ушла на пенсию, но бедность вынудила вновь попроситься в театр. Ее, приму, приняли во вспомогательный состав, как еще десяток некогда известных актеров. Приняли, не обещая ролей. Она пыталась сама придумывать себе работу, сделала моноспектакль "Мой театр", где погружалась в свои прежние звездные роли. Годы брали свое, стало тяжело репетировать, но ничего, кроме профессии, актриса не умела делать. При этом навсегда осталась королевой своего театра.