ГРОДНО, 11 сен – Sputnik, Инна Гришук. В Гродно простились с Ольгой Пронько-Машеровой, это родная сестра первого секретаря ЦК Компартии Беларуси Петра Мироновича Машерова и известный в свое время гродненский эндокринолог, преподаватель, которая умерла на 98-м году жизни.
Похороны и церемония прощания прошли в пятницу, 10 сентября. Журналист Sputnik пообщалась с родными и друзьями сестры известного советского политика и узнала, какой ее запомнило близкое окружение.
Диплом врача в 40 лет
"Почему вы говорите об Ольге Мироновне только как о сестре Машерова? У нее много собственных заслуг – талантливый врач, педагог, уникальный человек с колоссальной работоспособностью. Вы знали, что она поступила в медицинский институт, когда у нее было двое маленьких детей", – говорит Светлана Павловна Сивакова – соседка, коллега по медицинскому университету и приятельница Ольги Мироновны.
Действительно, Ольга Мироновна получила диплом врача в 40 лет, к моменту окончания вуза ее сыну было 14, а дочке – 12. Учиться в гродненском медицинском институте она начала со второго курса, первый курс оканчивала в Минске, но вышла замуж, родился сын и учебу пришлось оставить.
"Мама всегда мечтала стать врачом, она всю жизнь шла к этому, никакие трудности ее не остановили. Когда мы переехали в Гродно, она решила, что получит профессию врача. Мы тогда были школьниками. Помню, что тогда мама везде была с толстыми книжками. Даже у плиты – варила суп и читала-читала", – вспоминает дочь Наталья Струк.
После окончания института Ольга Пронько (Машерова) работала врачом-эндокринологом, затем возглавляла Гродненский областной эндокринологический (в те времена – противозобный) диспансер.
"Мама много сделала для развития системы эндокринологической помощи. Это при ней стали открываться эндокринологические диспансеры в районах, специальные отделы для диабетиков в магазинах. Потом она много лет преподавала эндокринологию в медицинском университете. Она жила работой, была врачом от Бога", – добавила дочь.
Смерть сына стала тяжелым ударом
Пришел проводить в последний путь бывшую коллегу и сокурсницу известный гродненский биохимик, доктор биологических наук, профессор Андрей Георгиевич Мойсеёнок. Они учились в одной группе мединститута, с отличием окончили, затем несколько лет работали на кафедре госпитальной терапии.
"Когда мы познакомились, мне было 16 лет, а ей 35. Она была прекрасной молодой студенткой, исключительно ответственная и умная. После университета я ушел в науку, но мы все равно поддерживали контакт. Ольга Мироновна была прекрасным эндокринологом, а нам – биохимикам, интересно и полезно было взаимодействовать. Ведь эндокринология – это та же биохимия, только клиническая", – поделился Андрей Мойсеёнок.
Известный белорусский биохимик, доктор биологических наук, профессор Андрей Георгиевич Мойсеёнок учился на одном курсе с Ольгой Пронько
© Sputnik / Инна Гришук
"Иногда бывал на ее занятиях в институте. У нее был необычный стиль преподавания. Она уговаривала студентов что-то знать, изучать. Редкий доброжелательный типаж преподавателя", - добавил собеседник.
Профессор Мойсеёнок хорошо знал и сына Ольги Пронько (Машеровой) Павла, который после окончания мединститута стал его учеником, получил степень доктора наук, а позже занимал должность директора гродненского института биохимии. Три года назад он ушел из жизни.
"Матери пришлось хоронить сына. Она очень тяжело перенесла смерть Павла. До последнего дня ходила к нему. Это горе сильно подкосило ее силы и здоровье", – отмечает соседка.
Даже в 97 ходила на каблуках
Светлана Павловна Сивакова прожила с Ольгой Мироновной Пронько (Машеровой) в одном доме более 50 лет и с теплотой вспоминает ту невероятную любовь к жизни, которую излучала женщина.
"Знаете, есть такое понятие, как красивая старость, когда человек сохраняет силы и ясность ума и может еще в силу своего опыта, знаний помогать молодому поколению, служить для них примером. У Ольги Мироновны была именно такая старость", – отмечает Светлана Павловна.
По ее словам, Ольга Мироновна до последнего дня жила в квартире одна, все делала по дому сама – стирала, убирала, готовила, старалась помогать детям и внукам, общалась с ними. В свои 97 лет всегда сама себе красила волосы, старалась хорошо выглядеть, пользовалась косметикой и выбирала наряды для выхода в город. Всегда ходила на каблуках. Не изменила этой привычке и летом нынешнего года, когда восстановилась после сложного перелома шейки бедра.
Ольга Пронько-Машерова
© Photo : из личного архива семьи
О жизнелюбии бабушки рассказала и ее внучка Татьяна Пронько, говорит, что всю семью поражало ее умение не унывать и всегда находить себе занятие.
"Иногда плохо себя чувствуешь, нет сил ни на что, позвонишь бабушке, а она начинает рассказывать, как на грядки налетели вороны, а она защищает урожай. И ты думаешь, что ей почти 100 лет и на все хватает энергии, а ты молодой и нос повесил", – говорит Татьяна.
По ее словам, бабушка всегда удивляла своей невероятной энергией. Еще два года назад, в свои 95 лет, варила всеми любимое варенье из золотой ранеты, которая растет во дворе дома. Собирала яблоки, заносила их на второй этаж, а потом угощала детей и внуков ароматным вареньем. Очень любила цветы, высаживала их на клумбе у дома, ухаживала за ними. Всегда садила грядки, где у нее рос лук, укроп, тыквы, кабачки.
Вспоминали о Петре Машерове
На церемонию прощания пришла и коллега по медицинскому университету известный гродненский гинеколог, которую называют основоположницей системы акушерства и гинекологии Гродненской области Светлана Павловна Терешкова, ей больше 80 лет.
"Ольга Мироновна была очень достойным человеком, я всю жизнь испытывала глубокое уважение и к ее семье, и к ней самой как к человеку, специалисту. У наших семей похожие судьбы. Мой старший брат погиб в партизанах, Петр Миронович Машеров тоже был партизаном, был человеком, который относился с глубоким уважением к истории нашей страны", – отметила Светлана Павловна.
Говорит, что сейчас, когда бывает в Минске, каждый раз приезжает на проспект Победителей, чтобы поклониться перед скульптурой Петра Машерова.
"Он относится к плеяде людей, которые создали правильное мнение о Беларуси в Советском Союзе. Мое искреннее мнение, как и многих настоящих белорусов, что Петра Мироновича просто убрали, когда он был в зените своей государственной деятельности. Я прекрасно помню тот день, когда мы узнали об аварии, я тогда была на операции в роддоме. И ни я, и никто из знакомых не поверил, что авария была случайной", – говорит собеседница, вспоминая трагическую автокатастрофу, в которой днем 4 октября 1980 года погиб Петр Машеров.
Кортеж Машерова состоял из трех машин – впереди ехала "Волга" с громкоговорящей установкой, затем – ГАЗ 13 "Чайка" с Машеровым, позади – машина ГАИ. Известно, что Машеров не разрешал перекрывать дороги во время своего перемещения по стране. Кортеж двигался со скоростью более 100 км/ч по дороге Москва-Минск. Навстречу ехал МАЗ, которому дали команду остановиться. Когда грузовик стал тормозить, его начал обгонять груженый картошкой самосвал. Первая "Волга" успела проскочить в нескольких метрах от самосвала, а "Чайка" на всей скорости столкнулась с ним. Все, кто был в "Чайке" погибли, а салон лимузина был засыпан картошкой.
По результатам расследования, следователи пришли к выводу, что в аварии виноват водитель самосвала, умышленный характер преступления был исключен. Водителя самосвала осудили на 15 лет, через три года он вышел по амнистии. Но до сих пор в народе обсуждают, что автокатастрофа произошла не случайно, так как Петр Машеров был одним из главных претендентов на пост Председателя Совета Министров СССР.
Рядом с портретом брата – всегда живые цветы
"Для Ольги Мироновны смерть брата стала страшной трагедией. Она глубоко и с большим достоинством переживала это горе, так, как могут люди с сильным внутренним стержнем. Не говорила об этом, все несла в себе", – отметила Светлана Терешкова.
Вспоминала Петра Машерова и соседка Светлана Сивакова, Машеров часто приезжал в гости к Ольге, у них была большая разница в возрасте, он всегда опекал ее, а Ольга безумно любила брата.
"Для Ольги Мироновны трагическая гибель брата стала очень тяжелым событием. Потом много лет всегда ставила живые цветы у его портрета в доме. Боль утраты осталась на всю жизнь. Она всегда отмечала день его рождения, памятные даты, вспоминала день смерти", – говорит Светлана Сивакова.
Работала над второй книгой о семье Машеровых
В последние годы жизни Ольга Пронько (Машерова) работала над вторым дополненным изданием книги "Семья Машеровых", которую она выпустила 2000 году. В ней – много воспоминаний о жизни Петра Мироновича Машерова. Уже заключили договор с издательством, осенью Ольга Мироновна планировала выпустить издание в печать, эту работу сделают за нее внуки.
Ольга Пронько-Машерова
© Photo : из личного архива семьи
"Мне иногда казалось, что неоконченная работа над книгой придавала ей сил жить", – с грустью говорит внучка Татьяна Пронько.
Ольга Пронько (Машерова) родилась 9 мая 1924 года в деревне Ширки Богушовского района Витебской области. Во время войны была эвакуирована в Чкаловскую область, работала в деревне на полевых работах. После войны вернулась в Беларусь, окончила школу и поступила в Минский медицинский институт, затем вышла замуж и оставила учебу. Спустя 10 лет возобновила ее в гродненском медицинском институте и в 40 лет получила диплом врача. После окончания вуза работала в Гродненском областном противозобном (сейчас – эндокринологический) диспансере, занимала должность главного эндокринолога области, организовывала специализированные кабинеты и отделения в районах.
Лечебную работу совмещала с преподавательской. В 1968 году стала ассистентом кафедры госпитальной терапии Гродненского медицинского института, преподавателем мединститута она была до выхода на пенсию. Муж Ольги Пронько (Машеровой) – Сергей Пронько в советское время был первым заместителем председателя Гродненского облисполкома. Ольгу Мироновну похоронили рядом с мужем на аллее героев кладбища "Секрет" по проспекту Космонавтов в Гродно. Проститься с ней пришли бывшие коллеги, ученики, сотрудники Гродненского медицинского университета, а также родственники.