МИНСК, 25 авг – Sputnik. Беларусь вновь оказалась в лидерах по покупке автомобилей российской сборки: по данным Российского экспортного центра (РЭЦ), с января по июнь 2021 года белорусы купили 18 892 новых российских авто, что на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Хотя и за 2020-й показатели экспорта российских авто в республику были высокими. Всего РФ за тот год поставила на экспорт 81,3 тысяч своих автомобилей (–38% к 2019 году). В Беларусь из всей этой цифры было ввезено 34,6 тысячи легковушек. На втором месте Казахстан – 23,5 тысячи.
Для сравнения: в Узбекистан, который занял третье место, российские автозаводы поставили чуть более 5 тысяч авто.
С чем связан высокий спрос
Авто российской сборки не первый год прибавляют по экспорту. И новый рекорд по поставкам в Беларусь во многом достигнут благодаря политике российского государства, направленной на повышение локализации производства техники.
"Это началось с тех пор, как российское правительство приняло программу увеличения локализации производства. В Беларуси более 80% всех продаж на авторынке – авто сборки РФ. Потому что сборка в России – это отсутствие для нас таможенных пошлин. У россиян такая же картина, внутри рынка растет спрос на отечественные авто. Не сильно отстает и Казахстан. При всем том, что в Казахстане есть свои производства легковых машин", – прокомментировал Sputnik ситуацию генеральный директор Белорусской автомобильной ассоциации Александр Сидоревич.
Из-за того, что автомобили собираются внутри ЕАЭС – снижается и цена техники, а значит, растет и спрос.
"Производства внутри страны всегда выгоднее, нежели импортные авто. Потому что на ввозной автомобиль налагается пошлина. Кроме того, локализация подразумевает под собой не только сборку, но и применение местных комплектующих, это еще и стимул для развития экономики", – отметил Сидоревич.
Со слов руководителя Белорусской автомобильной ассоциации, по такому пути идут многие страны. Беларусь здесь не исключение, когда стала производить у себя китайские машины.
Самые популярные российские авто у белорусов
В тройку самых популярных авто, по данным Белорусской автомобильной ассоциации, в последние месяцы входят Lada Vesta, Volkswagen Polo и Kia Rio (все собираются в России).
Причем, по данным РЭЦ, "АвтоВАЗ" на первых строчках не только в республике. Lada до сих пор остается самым популярным автомобилем в Азербайджане и Узбекистане. Самые ходовые модели концерна "АвтоВАЗ" у нас – Lada Vesta, Lada Granta и Lada Niva.
Кроме того, популярностью в Беларуси также пользуются Nissan и Renault, большинство их моделей также собирается в России.
ЕАЭС на пользу
Как считают многие аналитики, договоренности в ЕАЭС благотворно сказываются на ценах, поскольку жителям стран пятерки не нужно платить таможенную пошлину за покупку машины.
Но при этом важно помнить, что купленные в ЕАЭС машины облагаются утилизационным сбором и сбором за подключение к ГЛОНАСС.
Есть и различия внутри объединения и в части начисления НДС. В России налог на добавленную стоимость формируется исходя из общей стоимости товара, а в Беларуси – на разницу между себестоимостью товара и его продажной ценой.
Пригнать машину из РФ
По этой причине, отмечают эксперты, некоторые россияне покупают новые авто в белорусских городах. Так можно сэкономить. Но это больше касается машин импортной сборки: покупаете машину в Беларуси, привозите ее в Россию, платите таможенный сбор плюс акциз, а НДС – экономите.
А вот белорусу в России выгоднее покупать авто сборки РФ. Можно сэкономить до 100 тысяч российских рублей.
Так в Беларуси, по данным сайтов по продаже автомобилей, новый Renault DUSTER в переводе на российские рубли стоит около 1,1 миллиона, а в Москве аналогичное авто продают в салоне за миллион.
Кроме того, российский рынок более объемный, отмечают специалисты, а значит, и модельный ряд машин там больше.
Также в РФ чаще применяется дисконт на популярные модели. В Беларуси ситуация со скидками обстоит сложнее.
Спрос на новые авто падает
В целом спрос на новые автомобили, российской и импортной сборки в Беларуси постепенно снижается. И на это есть вполне конкретные причины: рост стоимости новых машин, а также падение уровня доходов населения.
Кроме того, некоторые банки либо остановили потребительское кредитование населения, либо же подняли процент по займам.
Дилерские центры, работающие в Беларуси, формируют цену на авто исходя из начальной цены от производителя. А тот же российский автопром поднимает цены на машины. По некоторым оценкам, в РФ цены на отечественные автотехнику за последний год подскочили на 15-18%.
По данным аналитиков, новые машины дешевле в ближайшее время не станут. Это связано не только с компенсацией потерь за время пандемийного спада. Во всем мире растут затраты на изготовление автомобилей.
Куплю б/у авто – недорого
На таком фоне вполне объяснимо, что в Беларуси по-прежнему растет спрос на поддержанные машины.
"Авто, которые были в употреблении, у нас становится все больше. Это связано и с ростом выгодных предложений по лизингу. Многие компании выдают кредиты на поддержанную технику с хорошими процентами. То есть этот рынок этот развивается и будет развиваться", – заявил Сидоревич.
Но главное, считает он, это цена. Все же новые авто будут на порядок дороже в цене б/у. И этот фактор, несомненно, является ключевым для потребителя при покупке транспорта.