МИНСК, 9 авг – Sputnik, Никита Чикунов. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приняла пакет документов, которые упростят таможенное регулирование внешней электронной торговли. Сейчас процедура декларирования зарубежных посылок занимает много времени, в результате чего некоторые товары доходят до получателей с задержкой.
В будущем все формальности возьмет на себя оператор трансграничной интернет-торговли. Получится ли при помощи пилотного проекта в области внешней электронной торговли ускорить доставку посылок из-за границы в страны ЕАЭС – разбирался Sputnik.
Пробный шаг
В минувший вторник, 3 августа, коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердила пакет документов для запуска в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) пилотного проекта в области внешней электронной торговли товарами.
Как уточнили в пресс-службе ЕЭК, фактическое применение проекта начнется с ноября нынешнего года, а продлится он до конца декабря 2022-го.
Комиссия разработала форму упрощенной электронной декларации и описала правила ее заполнения, что позволит сократить задержки при оформлении посылок. Такой порядок будет действовать на протяжении всего эксперимента. Если новая технология окажется удачной – ее закрепят в законодательстве союза.
Параллельно с этим в ЕЭК разрабатывают поправки в Таможенный кодекс ЕАЭС. В документ добавят два понятия: товары электронной торговли и деятельность оператора электронной торговли.
Возможность создания института операторов сейчас обсуждает рабочая группа комиссии. Предполагается, что прохождение таможенных процедур будут обеспечивать уполномоченные компании.
"Надо создать коридор для осуществления интернет-торговли через оператора – чтобы это было быстро, удобно, чтобы были гарантии по уплате необходимых платежей и соблюдению технических вопросов", – подчеркивал министр ЕЭК по торговле Андрей Слепнев.
Подобный формат работы удобен для контролирующих органов, получающих информацию из одного источника, а также для граждан, которые смогут не опасаться за качество и безопасность товаров.
Доставка без опозданий
Внимание ЕЭК к сфере внешней электронной торговли закономерно. По экспертным оценкам, объем импорта товаров в ЕАЭС, купленных на иностранных интернет-площадках в 2019 году, составил 8,8 миллиарда долларов. По мере перераспределения потребительского спроса в "онлайн" этот показатель будет ежегодно увеличиваться на 6-10%.
Более того, к 2030 году доля электронной коммерции в розничном обороте Союза может вырасти с нынешних 20 до 50%, уточняет старший эксперт направления "Экономика несырьевого сектора" российского Центра стратегических разработок (ЦСР) Илья Стрелков.
Десять лет назад масштабную торговлю в интернете было очень сложно представить, добавляет начальник отдела анализа рисков и постконтроля департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Вадим Козаев.
"В то время товары в основном завозились в страны большими партиями, затем распространялись по магазинам, где люди их покупали. Сейчас покупатели могут чуть ли не напрямую выйти на продавца, многие товары из традиционного торгового оборота переходят в сферу интернет-торговли. В результате количество мелких посылок, пересекающих границу, растет с каждым годом", – объясняет он.
В такой ситуации многократно увеличиваются риски несоблюдения законодательства, замечает Козаев. Предотвратить их может только надлежащее таможенное администрирование.
"Очень важно, чтобы качество товаров соответствовало установленным требованиям, обеспечивающим безопасность продукции, а также были уплачены все таможенные платежи. Вместе с тем нужно обеспечить и быстроту доставки посылок до адресатов – физических лиц", – продолжает представитель ЕЭК.
Сейчас таможенники проверяют каждую посылку и прилагаемую к ней документацию фактически "в ручном режиме". На это уходит много времени, поэтому посылки могут задерживаться и не всегда приходят вовремя, признает собеседник Sputnik.
"Мы предусмотрели специальные формы, чтобы информация о товаре подавалась в электронном виде. Таможенные системы будут обрабатывать сведения автоматически, точечно выбирая подозрительные посылки для контроля. Все остальные без лишних затруднений отправятся к получателям. За время эксперимента ЕЭК определит круг лиц, которые будут получать в электронном виде информацию от интернет-площадок о товаре, затем обмениваться ей с таможней. Это минимизирует дополнительный контроль и задержки в оформлении товара", – резюмирует он.
Дешевеющие посылки?
По словам Стрелкова, в перспективе пилотный проект ЕЭК позволит сократить время доставки заграничных посылок по территории ЕАЭС и снизить стоимость таких услуг.
"В проекте заложены механизмы, которые должны ускорить и упростить процедуры оформления товаров. Это может положительно сказаться на времени получения посылок после их покупки за рубежом. Первый из таких механизмов – упрощенная форма декларирования. Второй – подключение "Почты России" (и почтовых операторов из стран ЕАЭС – Sputnik) к проекту для оказания экспертной и технологической поддержки", – подчеркивает эксперт.
Он добавляет, что еще одним позитивным моментом может стать снижение объемов контрафактной продукции, поступающей в страны ЕАЭС (в 2020 году таможенные органы союза обнаружили 15,3 миллиона единиц контрафакта).
"Цифровая среда – это среда данных: каждое действие в ней оставляет свой след. Развитие интернет-торговли, применение технологий анализа больших данных, совершенствование правового регулирования электронной торговли позволят лучше отслеживать факты продаж, поставок, историю производства товаров. Проверять товары на соответствие нормам и стандартам также станет легче", – считает Стрелков.
Однако эксперт обращает внимание, что сделать практические выводы о влиянии пилотного проекта ЕЭК на скорость и безопасность доставки можно будет только после начала активной стадии его реализации – после ноября 2021 года.
Читайте также:
МВД выдаст белорусским почтальонам револьверы
Белпочта подняла тарифы на пересылку международных отправлений