Первая мировая война, начавшаяся 1 августа 1914 года, для жителей Сморгони пришла 14 сентября 1915-го, когда больше 16 тысяч человек в течение трех часов эвакуировали из города. Неожиданное наступление немцев поставило перед командованием российской армии непростую дилемму, как быть с мирным населением города, к которому стремительно приближались немцы.
Решение об эвакуации сыграло злую шутку. После войны назад вернулось немногим больше ста местных. Сейчас редкий горожанин в Сморгони может назвать себя коренным жителем.
Писатель Валентин Катаев, служивший в этих местах, беседует с жителями города Сморгонь, 1939 год
© Sputnik / Виктор Темин
/ Так получилось, что память о Первой мировой войне, которую в советское время иначе как империалистической не называли, собирают по крупицам энтузиасты. Как в Сморгони пытаются оберегать историю, узнал корреспондент Sputnik Станислав Андросик.
Мертвые сраму не имут
В боях под Сморгонью участвовало огромное количество солдат, со стороны как российской армии, так и немецкой. Больше 800 героев удостоились чести стать кавалерами Георгиевского креста, были среди них и будущие советские маршалы.
Немцы отступили только в 1917 году после того, как в небольшом местечке Солы было подписано перемирие, фактически положившее конец войне на Восточном фронте.
Сейчас, спустя столетие, историки все еще не могут сосчитать общее количество тех, кто принял участие в боях под Сморгонью, потому что обе армии практиковали ротацию солдат, которые просто физически и психологически были измотаны.
Первая мировая оставила множество кладбищ вокруг Сморгони, но, как рассказал главный хранитель фондов Сморгонского историко-краеведческого музея Павел Картавик, "большая их часть после окончания войны была уничтожена".
Главный хранитель фондов Сморгонского историко-краеведческого музея Павел Картавик сожалеет, что экспонатов в музее очень мало
© Sputnik / Станислав Андросик
По его словам, это делалось для того, чтобы увеличить площадь обрабатываемых земель – вначале после земельной реформы в Польше, а потом уже для советских колхозов.
"Тогда эти кладбища, к сожалению, уничтожались. Что делалось тогда с захоронениями, я вам определенно сказать не могу. Никаких документов на сей счет не сохранилось", – признался Павел Картавик.
При этом он сказал, что, используя документы Российского военно-исторического архива, музейщики приходили в пустое поле, где не осталось просто ничего от захоронений столетней давности.
Такими булавами немецкие солдаты добивали раненых, чтобы не брать в плен
© Sputnik / Станислав Андросик
"В 2007 году 52-й батальон проводил поисковые работы, чтобы определить точную дислокацию женского батальона Марии Бочкаревой. Работа, несмотря на точно указанные координаты захоронений, завершилась неудачей", – констатировал главный хранитель.
Женское лицо войны
В годы Первой мировой войны в российскую армию записывалось множество добровольцев, среди них оказалось и немало женщин. Для них была даже создана специальная "Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой". Интересно, что сама Мария Бочкарева стала не только одной из первых женщин, удостоившихся офицерского звания поручик, но и прототипом героини фильма "Батальон".
Павел Картавик рассказал, что отряд Марии Бочкаревой находился в окрестностях так называемого Богушевского леса, что неподалеку от Сморгони.
"Сейчас есть деревня Богуши, а возле нее Свято-Введенский женский монастырь. Неподалеку от этого монастыря и находились передовые позиции русских войск", – уточнил историк.
Отряд под командованием Марии Бочкаревой принимал участие в боях всего три дня, из которых два они ждали, когда артиллеристы закончат обстрел немцев. На третьи сутки женский отряд участвовал в атаке и понес потери.
"После этого их сняли с боевых позиций и отвезли на лошадях в Молодечно. Оттуда на поезде их отправили в Петербург", – сказал Павел Картавик.
Актриса Мария Аронова (на первом плане) в роли первой женщины-офицера Марии Бочкаревой на съемках фильма "Батальон" в постановке режиссера Дмитрия Месхиева
© Sputnik / Алексей Даничев
/ Первый русский противогаз
В Сморгони уже несколько лет возводят мемориал по линии противостояния российской и немецкой армии. По мнению местного историка, этот памятник очень нужен, так как тема Первой мировой войны стала возвращаться из небытия.
Мемориал памяти жертв Первой мировой войны в городе Сморгонь открыли в 2014-м
© Sputnik / Максим Богданович
"Установка памятника стала делом неотложным. В 2007 году было принято решение о возведении мемориала в Сморгони. Уже в 2009 году был завершен конкурс на эскиз комплекса. В 2014 году этот мемориал был открыт", – напомнил главный хранитель фондов.
В боях под Сморгонью немцы использовали отравляющий газ против российской армии. Неудивительно, что именно Сморгонь стала тем местом на Восточном фронте, где русские солдаты впервые использовали противогаз.
Реконструкторы событий Первой мировой войны в Сморгони
© Sputnik / Максим Блинов
/ Сегодня в Сморгонском музее всего два небольших стенда, посвященных событиям войны, прокатившейся тяжелым катком по городу. Павел Картавик признается, что те немногие экспонаты, которые есть в музее, передали местные жители.
Получается, что местный музей не имеет возможности проводить поисковые экспедиции, а находки, которые делают военные из поискового батальона, пополняют коллекцию музея министерства обороны.
Сморгонь фронтовая
Одним из немногих энтузиастов в маленьком белорусском городе, которые занимаются реконструкцией событий времен войны и сохранением памяти о ней, стал Игорь Павлов.
Интересно, что родился и вырос он в России и долгое время жил в Самаре. Себя он называет 131-м жителем Сморгони, который вернулся на родную землю.
Игорь Павлов говорит, что у него произошла переоценка ценностей, когда он узнал, что его прадед участвовал в обороне белорусского города. Так ему пришла в голову идея создать небольшую группу энтузиастов, которые реконструируют историю Первой мировой войны – "Сморгонь фронтовая".
Реконструктор Игорь Павлов демонстрирует форму 533-го Новониколаевского стрелкового полка
© Sputnik / Станислав Андросик
"Сейчас на мне форма 533-го Новониколаевского стрелкового полка, который формировался в Сибири. Я сам по вероисповеданию католик, а центр католицизма там – Новосибирск. Здесь, под Сморгонью кровью сибиряков полита земля", – пояснил свой интерес реконструктор.
Точная копия броневика "Росбалт", которая сделана Павловым из обычной "Газели"
© Sputnik / Станислав Андросик
При этом Игорь Павлов особо подчеркнул, что он не из числа людей, которые еще не наигрались в войну. "Мы занимаемся музеификацией героических фактов из истории русской императорской армии, где были и подвиги, и самоотверженные поступки", – отметил он.
Как высота превратилась в воронку
В настоящее время Игорь Павлов с единомышленниками занимается популяризацией подвигов, совершенных российскими солдатами на Золотой горке.
В годы Первой мировой войны это была высота 72,9, где находилась немецкая артиллерия, а сейчас это окраина Сморгони и, по сути, густой лес.
Именно здесь и приключился один из героических эпизодов защиты города. Теперь об этом свидетельствуют три глубокие воронки на том самом месте, где когда-то была высота.
На месте одной из воронок на Золотой горке установлен крест
© Sputnik / Станислав Андросик
"Наши прадеды за 500 метров от переднего края обороны ушли на 8 метров под землю. Там они начали рыть подкоп и тоннель до немецкой артиллерии. Положили туда два вагона брезантовой взрывчатки и подорвали артиллерию 3 июля 1916 года".
Причем российские саперы копали целый месяц, выносили грунт по ночам в мешках и маскировали, чтобы немцы не догадались о происходящем.
На Золотой горке русские солдаты использовали и первые противогазы. Поначалу это была так называемая "маска Зеленского", которая представляла собой повязку, пропитанную специальным составом, а уже потом пошли настоящие противогазы.
На этом месте состоялся один из героических эпизодов защиты города
© Sputnik / Станислав Андросик
"Самая первая русская газовая атака тоже была именно там, в сентябре 1916 года. Мы восстановили фрагмент русской траншеи, где были расположены газовые баллоны", – рассказал Игорь Павлов.
Самая обыкновенная свалка
В советское время история Первой мировой войны была непопулярна, а жителей Сморгони уже ничего не связывало с военными событиями. Тогда Золотая горка стала постепенно превращаться в обычную городскую свалку.
"Для меня было обидно, что место, где наши прадеды сидели в окопах, фактически в болоте и кормили вшей, превращается в свалку. Когда мы с единомышленниками взялись за это место, у нас появились трудности", – вспоминает реконструктор.
Блиндаж русской императорской армии располагался на этом самом месте
© Sputnik / Станислав Андросик
По его словам, после того, как был убран весь строительный и бытовой мусор из траншей на Золотой горке, за повреждение лесного покрова ему насчитали штраф в 15 тысяч долларов.
Только чтобы очистить воронку на месте высоты, которую занимали немецкие артиллеристы, пришлось вывезти восемь лесовозов бурелома, который скопился за столетие.
Помощь неожиданно пришла от столичных чиновников, к которым во время приема граждан и обратился Игорь Павлов. Вопрос с выплатой штрафа снялся сам собой.
Мемориал памяти жертв Первой мировой войны в городе Сморгонь открыли в 2014-м
© Sputnik / Максим Богданович
Теперь в планах у Игоря Павлова установка памятника Марии Бочкаревой, причем ему уже удалось заручиться поддержкой режиссера Игоря Угольникова, снявшего фильм о женском батальоне, и актрисы Марии Ароновой, которая исполнила главную роль в нем.
Обидно, если твою могилу будут рыть
Сейчас на Золотую горку "Сморгонь фронтовая" организовывает экскурсии для туристов, среди которых есть и русские и даже немцы, белорусские тоже проявляют интерес, но пока небольшой.
К сожалению, гораздо больше этот военно-исторический объект влечет "черных копателей". Игорь Павлов рассказал, что местные жители ловили на этом деле приезжих из Бреста, Минска и даже России.
Немецкий медицинский флакон был изготовлен известной фирмой более ста лет назад
© Sputnik / Станислав Андросик
"Водители автобусов рассказывали о случаях, когда немцы приезжали с картами", – добавил реконструктор. По его словам, была даже идея установить камеры фотофиксации.
Деньги Игорь Павлов пробовал собрать при помощи краудфандинга, но белорусы не поддержали рублем, и от идеи пришлось отказаться. Сейчас после установки крестов на Золотой горке сами местные жители с большим уважением относятся к этому месту и прогоняют "черных копателей", которых не останавливает даже новый, более строгий закон.
"Обидно, если ты умер, а какой-то человек будет рыть твою могилу, чтобы достать перстни или золотые зубы. Как к этому можно относиться?" – задал риторический вопрос организатор "Сморгони фронтовой".
Читайте также:
Виленская операция: под Минском инсценировали сражение Первой мировой - фото
Реконструкцию боя Первой мировой войны показали под Минском – видео
Непобедимые: форты крепости в Осовце, больше года державшей войска кайзера