Основное новшество – введение институтов финансовой ответственности туроператора перед заказчиком. Это касается тех, кто занимается международным выездным туризмом.
Поправка вызвала споры и дискуссии в бизнес-союзах, а также среди самих поставщиков туристических услуг.
Правовые новации направлены на защиту потребителей. Однако звучат опасения, что это ухудшит финансовое положение ослабленной после коронавируса туротрасли: банковские гарантии или страхование могут стать неподъемными для некоторых операторов. Тогда количество фирм сократится, а путевки для туристов подорожают.
Как будут работать новые законодательные нормы и оправданы ли столь мрачные прогнозы? Об этом рассказал в эксклюзивном интервью Sputnik член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Павел Михалюк.
Варианты на выбор
"По части опасений бизнес-сообществ я бы не был так радикально настроен, будто многие отсеются. Просто вводятся немножко другие правила игры. Думаю, туроператоры адаптируются к новому закону, выберут для себя оптимальный способ фингарантий, который позволит минимизировать издержки", – считает парламентарий.
Дело в том, что, согласно законопроекту, туроператору предлагаются три варианта финансового обеспечения своих обязательств. И он сам выбирает любой из этих способов, подчеркнул Михалюк.
Это может быть фонд ответственности туроператоров, договор добровольного страхования или банковская гарантия.
Фонд ответственности
Например, туроператор вступает в фонд, куда будут отчисляться определенные суммы. Вдруг случаются непредвиденные обстоятельства, и он не может исполнить свои обязательства перед заказчиком. Тогда участники турдеятельности вправе обратиться в этот фонд для возмещения понесенных убытков. Кстати, в законопроекте такие случаи четко прописаны, отметил депутат.
Для создания фонда необходима ассоциация, в которую войдут, как минимум, десять туроператоров. Ее правление и принимает решение об организации фонда. Пока прорабатывается именно такой вариант, уточнил он.
Ассоциация открывает специальный счет в банке, и туда идут отчисления ее членов, размеры которых зависят от получаемых ими доходов.
"В случае форс-мажора любой турист, который пострадал, обращается в эту ассоциацию: "Будьте добры, я понес расходы, верните мне деньги", – пояснил собеседник.
Кстати, если в течение трех лет не было никаких выплат клиентам, то ассоциации имеют право некоторую часть средств – где-то 10% от суммы фонда – потратить на развитие своей туристической привлекательности: рекламу, выставки, презентации.
"Ведь деньги же у них никто не забирает – они остаются на счетах ассоциаций", – добавил Михалюк.
Размеры взносов
Что касается размеров платежей, которые туроператоры должны вносить в фонд, то они пока прорабатываются.
Предполагается, что фонд будет формироваться за счет ежегодных взносов. Размер такого платежа – две десятые процента от стоимости туров за предыдущий год. Уплатить его можно равными долями, но не реже, чем раз в квартал.
Если же туроператор только начинает заниматься выездным туризмом, то размер его первого вступительного взноса будет определяться Совмином.
"Что касается банковских гарантий и вопросов страхования, то пока они находятся на стадии согласования с Минфином и Нацбанком. Поэтому преждевременно говорить, что большое количество туроператоров просто не потянет. Это как гадание на кофейной гуще", – считает законодатель.
Что получит потребитель
Законопроект направлен, в первую очередь, на защиту прав потребителя.
"Вот я турист, например. Получаю договор на оказание услуг и уже вижу, какая там ответственность у туроператора. Вдруг происходит некий катаклизм, чрезвычайная ситуация – оператор не может меня вывезти из другой страны. Или он не выполнил обязательства по услугам, что-то пошло не так. Я прихожу к туроператору, а он говорит, что у него нет средств для компенсации понесенных мною расходов", – смоделировал ситуацию парламентарий.
Тогда на основании договора клиент имеет возможность обратиться к страховщикам, в фонд ассоциации либо в банк. Просто нужно принести подтверждающие документы: договор, чеки, если есть необходимость. И эти организации выплачивают средства, чтобы компенсировать расходы туриста.
Что касается удорожания продукта туроператора из-за дополнительной финансовой ответственности, то такие опасения действительно есть, считает Михалюк.
"Да, рассматривается небольшое подорожание. Но мы исходим, в первую очередь, из того, чтобы защитить права туриста, который пользуется этими услугами. У обанкротившейся туркомпании "Натали-Турс" в свое время просто не хватило средств, чтобы рассчитаться с клиентами", – отметил депутат.
Михалюк сообщил, что законопроект "О туризме" депутаты планируют рассмотреть во втором чтении на предстоящей осенней сессии.
Он обратил внимание на то, что при подготовке документа к его обсуждению привлекли очень широкий круг заинтересованных. Он рассылался по всем органам исполнительной власти. Туриндустрия также получила пакет проекта. Все их замечания рассматривались.
"К первому чтению пришли с общим мнением, что концептуально все согласны с предлагаемым механизмом ответственности туроператоров перед заказчиком", – констатировал депутат.
Читайте также:
ВОЗ оценила сроки восстановления международного туризма
Что спасет белорусские турфирмы на фоне коронавируса и закрытого неба
Грузия или Турция? Сколько стоит ближайший отдых на море для белорусов