Последний мирный день 21 июня 1941 года Алексей Буфетов помнит, как сегодня. Часть, в которой служил лейтенант Буфетов, вернулась из Яворовских лагерей в Перемышль. В шесть часов вечера он, как это было принято у молодых офицеров в его части, со своим другом лейтенантом Иваном Моргуном отправился на ужин в ресторан.
Перемышль был небольшим городом, разделенным на две части рекой Сан – западная часть была немецкой, а восточная – советской. Ресторан в городе в то время был один. Привычным событием того времени был вечерний товарный поезд, следующий в Германию, который сопровождал немецкий офицер и четверо немецких солдат. Офицер, сопровождавший поезд, был один и тот же, посетители ресторана знали его в лицо.
Лейтенант Алексей Буфетов в ноябре 1940 года
© Photo : из личного архива Алексея Буфетова
Алексей Игнатьевич запомнил, что в тот субботний вечер немецкий офицер закупил в привокзальном буфете непривычно много продуктов – колбасу, мясо, сало – и все это сложил в огромный портфель. Немецкого офицера пограничники провожали шуточками, все знали, что в Германии в то время с продовольствием дела обстояли не лучшим образом.
Ближе к девяти вечера должен был проходить обратный поезд из Германии в СССР, но он не пришел. Начальник станции звонил на ту сторону границы, пытаясь узнать, что произошло. Ему было сказано, что обратный поезд будет проходить утром. Вернувшись в офицерское общежитие, друзья пели под гитару до поздней ночи.
На немецком берегу реки Сан не было ни одного огня, тишина была абсолютной. В начале четвертого они проснулись от взрыва тяжелых снарядов. Иван Моргун погиб по пути в расположение части в первый час начала войны.
Дальше была война...
Дальше были тяжелые бои за Умань, а 2 августа 1941 года немцы замкнули кольцо окружения. Остатки 6-й и 12-й армий, прорывавшиеся из окружения, вошли в военную историю, как группа генерала Понеделина. В составе этой группы был и Алексей Буфетов.
Танковый корпус Южного фронта генерала Ласкина был отправлен на помощь группе Понеделина. Связи между войсками не было. Корпус Ласкина двигался на юг, а группа Понеделина на северо-восток.
Последний бой у села Подвысокое Алексей Игнатьевич запомнил на всю жизнь. Всем было ясно, что они обречены. Перед боем все солдаты и офицеры надели чистое белье. Инструктаж генералов Понеделина, Музыченко и Снегова, который они дали оставшимся в группе бойцам, был прост: они сказали, как группами выбираться к своим частям.
Схема фронтовых дорого Алексея Буфетова в Великую Отечественную войну
© Photo : из личного архива Алексея Буфетова
Алексей Буфетов слышал, как генерал Снегов перед боем сказал: "Я не могу пропасть без вести". И видел, как генерал, воевавший еще Первую мировую войну, шел в свой последний бой в парадной форме с орденами.
Оставшиеся в живых советские солдаты после того боя разделились на две колонны. Алексею Буфетову повезло: он оказался в колонне, которую немцы не заметили. Другую колонну, которая шла на расстоянии слышимости человеческого голоса, расстреляли. Алексей Игнатьевич слышал последний крик взрослых мужиков, добиваемых немцами: "Ой, мамочка".
Обе советские группировки были разбиты, а оставшиеся в живых попали в плен. Генералы Снегов, Музыченко и Понеделин оказались в плену. Пленен был и генерал Ласкин, которому спустя сутки удалось бежать.
Связующая нить
Для семьи Буфетовых генерал Иван Ласкин был некой связующей невидимой нитью. Будущая жена Алексея Буфетова Валентина будет присутствовать в качестве представителя общественности города в момент принятия генералом Ласкиным капитуляции у фельдмаршала Паулюса.
У Валентины Андреевой, как и у ее мужа, своя последняя мирная суббота 21 июня 1941 годы – выпускной вечер в школе. На последнем школьном снимке она со всем своим классом, из которого ни один мальчик не вернется с войны. С ней вместе закончит школу и дочь репрессированного соратника Ленина Николая Бухарина Светлана.
Валентина Буфетова 9 мая 1945 года, Сталинград
© Photo : из личного архива Алексея Буфетова
Мать Валентины Павловны вместе с братом вместе с соседями Пахмутовыми и их юной Сашей – в будущем одним из знаковых советских композиторов – успеет эвакуироваться, а она вместе с отцом останется в городе и пройдет вместе со всеми все круги ада.
У Алексея Буфетова после Сталинграда будет Курская дуга, где под Прохоровкой он получит серьезную контузию. И там же – бросит курить. Затем Корсунь-Шевченковская операция, освобождение Праги и победа. Но самым трагическим событием войны для него останется Уманский "котел".
Последним местом службы полковника Алексея Буфетова стал Минск.
В белорусской столице сын Буфетова Игорь произведет фурор в школе. Вместе с Григорием Фридляндом и Броней Тройчанской под руководством учителя физики 50-й школы Семена Вольштейна эти три старшеклассника выиграют все возможные в то время Всесоюзные Олимпиады по физике. 50-я школа, которую мы все сегодня знаем как гимназию, будет награждена орденом Трудового Красного Знамени. И с того времени "полтинник" станет брендом среди средних школ Минска.
Сегодня Игорь Буфетов член-корреспондент Российской академии наук, два его сына стали математиками, один из них – Александр – входит в десятку ведущих математиков Европы.
Со своей супругой Валентиной Павловной Алексей Игнатьевич прожил почти полвека. Она умерла в год 50-летия Великой Победы. Похоронена в Минске на Северном кладбище недалеко от генерала Ивана Ласкина…
А сам полковник 9 июля нынешнего года готовится отметить 100-летний юбилей.
Читайте также:
Для меня вся война – бой: история паренька, которому война не дала постареть
Пехотинец Витя и связная Лиза: истории двух ветеранов
"Работали в лесу без одежды и обуви": откровения узницы финского концлагеря