К проблеме пандемии в туристической отрасли в этом году добавились ограничения на полеты "Белавиа" в Европу. Стыковочные варианты, в том числе через Москву, не так очевидны. Также потенциальных потребителей туруслуг могут сдерживать опасения по поводу курса белорусского рубля.
Корреспондент Sputnik Николай Михновец разбирался, как ситуация сказывается на работе участников рынка и что может спасти турфирмы от возможного краха.
Представители туриндустрии идут на контакт неохотно. Мотивируют тем, что ситуация может измениться в любой момент, а прогнозы в таких условиях – дело неблагодарное и бессмысленное. Компании стараются приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. И, судя, по статистике, пока это удается.
По данным Белстата, к концу 2020 года в стране работало 1348 туристических фирм. За 12 месяцев их стало почти на 200 меньше, тем не менее, убыль не такая массовая, как можно было ожидать в коронавирусный год.
Минувшим летом спасли Албания и Черногория, куда туристам можно было попасть без ПЦР и карантина.
В 2021-м палочек-выручалочек для туристов на европейском направлении не осталось после ограничений по полетам. Считать будут по осени, но уже сейчас понятно, что год будет непростым, хотя бы потому, что и вопрос с коронавирусом остается непредсказуемым.
Варианты прорабатываются
Источник Sputnik рассказал, что в туристической среде обсуждают различные варианты. Речь идет, в частности, о Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и других направлениях. Например, перспективным считается Вьетнам, но эта страна на настоящий момент закрыта из-за эпидемиологической ситуации.
Как отметил собеседник, есть и проблема стыковки рейсов через Москву: эпидемиологическая обстановка становится неблагоприятной, аэропорты прилета не всегда совпадают с пунктами вылета в другие страны, и белорусские туристы вынуждены проделывать дополнительный путь к другой воздушной гавани, что увеличивает риск заражения коронавирусом.
Еще один важный момент – отмена чартеров, на которые, как правило, туркомпании заранее выкупают блоки мест. Представитель туристической сферы рассказал Sputnik, что эти вопросы находятся в стадии решения. "Белавиа" не меньше заинтересована в урегулировании всех вопросов, поскольку взаимодействие продолжается.
Могут ли российские авиаперевозчики стать альтернативой на пути в Европу?
В любом подобном вопросе эксперты предлагают просчитывать коммерческую привлекательность. Российские самолеты могли бы по пути в Албанию и Черногорию приземляться в Минске. Но, как отмечает источник Sputnik, эти рейсы все равно могут оказаться дороже отмененных белорусских чартеров. Российские самолеты, например, не летают через Украину, а это самый короткий воздушный маршрут к Балканскому полуострову.
К тому же неизвестно, как отреагирует ЕС на лайнеры, летящие с остановкой в белорусской столице. Да и авиационные власти РБ вряд ли готовы формировать рейсы, замещающие перелеты "Белавиа", если только стороны не договорятся о кооперации.
Собеседник подчеркнул, что ситуация сейчас сложная во всем мире, и туркомпании не могут работать так, как было еще в 2019 году, поэтому многое зависит от гибкости авиакомпании в определении условий сотрудничества и ценообразовании.
Страхование ответственности
Несколько лет назад на фоне банкротства крупного российского туроператора, от которого пострадали и белорусы, регулятор - Министерство спорта и туризма - инициировало изменения Закона о туризме, предусматривающего создание специального фонда, который гарантировал бы возврат средств туристам в случае ликвидации компании. Пока вопрос остается на стадии рассмотрения законодателями.
Sputnik обратился к директору Республиканского союза туристических организаций (РСТО) Александру Копаневу с вопросом о том, что позволит белорусским туристическим компаниям выжить в нынешних условиях. Может ли фирма создать собственной фонд, который страховал бы ее от банкротства?
Как рассказал руководитель Союза, при невысокой маржинальности туроператорского бизнеса в Беларуси это невозможно без внешних источников или поддержки государства.
В РСТО проводили соответствующие расчеты. При нормативах, установленных Министерством спорта и туризма, компания, обслужившая 2000 человек, сможет сформировать за год фонд, который обеспечит возврат только 80 клиентам.
Выход экспертам видится в страховании ответственности по каждому приобретенному туру. Для турфирмы - это дополнительные затраты, но не такие значительные, как в случае с созданием фонда. Система может быть аналогичной страхованию гражданской ответственности перевозчика. Если турист пострадает, он получит компенсацию от страховщика.
РСТО предлагал внести соответствующее дополнения в законодательство о страховании. Подобная новация в законе о туризме не обязывает страховые компании разрабатывать такой продукт. Его предложат, только если это будет выгодно, хотя в данной сфере есть механизмы перестрахования своих рисков.
Потребитель относится с пониманием
По оценкам Александра Копанева, ситуация на туристическом внутреннем потребительском рынке достаточно сложная. Даже при желании поехать на отдых консервативные потребители в условиях неопределенности (в том числе экономической) стремятся сохранить сбережения и откладывают путешествие. Есть и те туристы, кто хочет успеть потратить деньги и хотя бы отдохнуть.
При этом, по словам эксперта, нельзя не отметить, что сегодняшний потребитель туруслуг относится к происходящему с пониманием и готов подстроиться под изменившиеся условия. Люди не требуют возврата средств, какой-то компенсации и соглашаются отдохнуть в другом месте.
Это, к слову, подтвердил и один из читателей Sputnik, который согласился сменить четырехзвездочную Албанию с завтраками на Турцию с системой "все включено" с теми самыми полетами через Россию в обход Украины.
Читайте также:
Греция продлила условия въезда для белорусских туристов
Крым не планирует вводить дополнительных ограничений на отдых
Таиланд открывает границы для вакцинированных туристов
Эстония разрешила въезд для привитых "Спутником V" туристов