Фото

"Победа" — первое советское авто на продажу — отмечает 75-летие

28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе, носившем тогда имя В.М. Молотова, собрали первую партию 5-местных легковых автомобилей ГАЗ-М-20 "Победа" с 50-сильным 4-цилиндровым двигателем.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Опытные образцы будущей "Победы" (первоначальное название "Родина") были представлены Сталину уже в июне победного года. Для производства выбрали более экономичный вариант с 4-цилиндровым мотором. Прототипов у Газ М-20 было несколько, но в целом получилась вполне самостоятельная и актуальная модель. И если до войны автомобили имела только власть, то теперь в СССР стали выпускать автомобили для продажи населению. 
ГАЗ-М-20 стала машиной директоров заводов и секретарей горкомов. Автомобиль за 16 тысяч рублей могли позволить себе немногие — старшие офицеры, деятели науки и культуры, работники торговли. С 1946-го "Победа" использовалась в такси, став одной из визитных карточек советской столицы. Также существовал вариант "Победы", предназначенной для работы в скорой помощи.
За 10 лет, пока на смену не пришла "Волга", с конвейера Горьковского автозавода сошло 236 тысяч "Побед", а польскую "Победу" — Warszawa — выпускали по лицензии 20 лет и произвели даже чуть больше, чем оригинальных — 253 тысячи автомобилей.
Смотрите в фотоленте Sputnik, как выглядели первые "Победы" и какие экземпляры сохранились до наших дней, благодаря любителям советского автопрома.
Смотрите также на Sputnik:
1 / 13
Первую партию легковых автомобилей "Победа" собрали 28 июня 1946 года на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) имени В.М. Молотова.
2 / 13
Опытные образцы будущей "Победы" (первоначальное название "Родина") были представлены Сталину уже в июне победного года. Для производства выбрали более экономичный вариант с 4-цилиндровым мотором.
3 / 13
Если до войны автомобили имела только власть, то теперь в СССР стали выпускать автомобили для продажи населению. ГАЗ-М-20 стала машиной директоров заводов и секретарей горкомов. Автомобиль за 16 тысяч рублей могли позволить себе немногие — старшие офицеры, деятели науки и культуры, работники торговли.
4 / 13
Один из первых шильдиков с символикой ГАЗ М-20 "Победа". В машинах первых выпусков отсутствовали отопитель и световые указатели поворота, а кроме того, использовалась старая несинхронизированная коробка передач от ГАЗ М-1 с рычагом переключения в полу.
5 / 13
Единственный опытный образец автомобиля "Победа" ГАЗ М-25 с шестицилиндровым двигателем, не пошедшим в производство, появился в фильме Григория Александрова "Весна" с Любовью Орловой в главной роли.
6 / 13
Кузов "Победы" был первым полностью спроектированным и подготовленным к массовому производству в СССР — до этого даже оснастку для производства заказывали иностранным, преимущественно американским фирмам.
7 / 13
С 1948—1949 года с конвейера стали сходить "Победы" 2-й производственной серии с доработанным кузовом. Высота заднего сиденья была уменьшена, обеспечив комфорт даже для рослых пассажиров.
8 / 13
Салон автомобиля ГАЗ М-20 "Победа". Авто оснастили отопителем, а вместо устаревшей коробки передач с октября 1950 года стала устанавливаться новая синхронизированная на базе агрегата ГАЗ-12 с рычагом управления на рулевой колонке.
9 / 13
В 1949 году "Победа" и его создатели награждены Сталинской премией.
10 / 13
Тогда же освоено производство модификации М-20Б с открытым кузовом, листовой холоднокатанной стали в стране не хватало.
11 / 13
"Победа" 3-й производственной серии — М-20В, с решеткой из крупных штампованных деталей.
12 / 13
Такси на базе Warszawa 224. Польскую "Победу" — Warszawa — выпускали по лицензии 20 лет и произвели даже чуть больше, чем оригинальных — 253 тысячи автомобилей.
13 / 13
За 10 лет, пока на смену не пришла "Волга", с конвейера Горьковского автозавода сошло 236 тысяч "Побед".