"Что происходит?" и "Где наши?" — эти вопросы встали на повестке дня в первые часы войны, да и потом не теряли актуальности. Людям — особенно на оккупированных территориях — важно было знать, где фронт и есть ли надежда.
Чтобы утолить информационный голод, уже 24 июня 1941 года было создано Советское информационное бюро. В радиоэфире зазвучало: "Говорит Москва! От Советского информбюро…"
Белорусские Пружаны, Ружаны и Кобрин, литовские Каунас и Вильнюс к этому времени уже были заняты врагом. Минск оккупировали 28 июня.
Сводки от руки
"Когда началась оккупация, одним из первых запретительных актов было запрещение пользоваться радио. Радиоприемники нужно было сдать. Невыполнение каралось смертной казнью — расстрелом. А знать хотелось, особенно в 1941 году, потому что немцы уже говорили, что Москва захвачена", — рассказала Sputnik заведующая отделом письменных и изобразительных источников Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Галина Павловская.
Те, кому удавалось спрятать приемник и что-то подслушать, записывали сводки и по возможности расклевали свои рукописные записи в оккупированных деревнях и городах.
"Листовки, конечно, безжалостно срывались и уничтожались. Поэтому с 41-го года у нас, к сожалению, ничего не сохранилось", — рассказала Павловская.
Зато сохранились отпечатанные на машинке под копирку тоненькие листочки из 42-го, и отпечатанные уже в переносных партизанских типографиях полноценные газеты и листовки со сводками Совинформбюро, которые появились у партизан к 1943-му.
Печатали на картах, обоях и оберточной бумаге
Бумаги не хватало. Потому печатали и на обратной стороне обоев, и на картах, и на оберточной бумаге. В ход шли и фантики от "коммунарковских" конфет, и спичечные этикетки.
"Информационный голод особенно остро ощущался до 1943 года, пока активно не заработали партизанские печатные станки. Зато потом по всей Беларуси издавалось уже 160 наименований газет — это больше, чем издавалось перед войной. Своя газета в войну была у каждого района", — рассказала Павловская.
Газета — это, конечно, громко сказано. Чаще всего это был листок формата А4, где львиную долю занимали приказы Верховного Главнокомандующего и сводки Совинформбюро. Но была и своя информация — отчеты о партизанских операциях.
"В листовках, которые касались отступления, часто были предупреждения для мирного населения — чтобы прятались, уходили в леса, потому что гитлеровцы, отступая, могут угонять в Германию. Но вы же понимаете, что за хранение такой листовки или такой газеты на оккупированной территории можно было серьезно пострадать", — заметила сотрудник музея.
Это вначале от новостей Совинформбюро не ждали ничего хорошего, вспоминал в эфире радио Sputnik легендарный диктор белорусского радио Илья Курган. Потом эти радиовесточки, начинавшиеся неизменным "Говорит Москва!" стали, по его словам, "светом в окошке".
"Надо было знать, что там. Война же идет", — заметил Курган, который в то время был подростком.
В сотнях сводок Совинформбюро, написанных, порой, сухим языком и емкими формулировками, собрана самая полная и честная история войны — и неудачи первых дней, и следующие победы.
Несмотря на предварявшее каждое сообщение Совинформбюро "Говорит Москва!..", вещание велось из Свердловска (Екатеринбурга), а затем из Куйбышева (Самары).
Помимо сводок, Совинформбюро транслировало передачи, над текстами которых работали именитые авторы: Константин Симонов, Корней Чукорвский, Евгений Петров, а еще Борис Полевой, Михаил Шолохов, Илья Эрнебург и многие-многие другие.
24 июня Совинформюро, ставшему прародителем МИА "Россия сегодня", исполняется 80 лет.
Также на Sputnik:
Конкурс имени Юрия Левитана объявил шорт-лист лучших работ