В этом году сезон навигации для белорусских теплоходов открылся 1 апреля. До конца ноября, если позволит погода, судоходчики будут возить грузы по Припяти, Днепру, Сожу и Березине.
Мозырский – один из восьми портов, которые входят в состав Белорусского речного пароходства. Еще есть в Бресте, Пинске, Микашевичах, Могилеве, Бобруйске, Речице и Гомеле. Корреспонденты Sputnik Беларусь посмотрели, как работает самый большой и пока еще перспективный порт страны.
Речники в "запаре"
Найти мозырских речников несложно: порт расположен недалеко от "сан-францисского" моста города, а стрелы погрузочных кранов видны отовсюду.
Мозырский речной порт
© Sputnik / Виктор Толочко
У работников порта нынче "жаркое" время. Всего здесь работает 56 человек, рассказывает исполняющий обязанности начальника порта Славомир Морский, большинство из них занято на разгрузочно-погрузочных работах. Скоро теплоходы заведут моторы и повезут набитые грузом баржи. Сейчас в порту находится шесть буксиров и 18 несамоходных судов – барж. Часть стоит в резерве, задействованы пока лишь два буксира и четыре баржи. Также "отдыхают" ледоколы "Байкал" и "Сибирь" – они пригодятся зимой.
Ледоколы "Байкал" и "Сибирь" летом отдыхают
© Sputnik / Виктор Толочко
Мозырский порт – самый большой в Беларуси. Здесь проложена железная дорога (грузы перегружаются в баржи и идут по воде к заказчику), стоят огромные погрузочные краны и плавучая мастерская. По словам старожилов порта, таких осталось всего две (вторая в Бресте – Sputnik) на все страны бывшего СССР! В мастерской своего звездного часа ждет речной теплоход БТ-0706, простоявший на приколе без дела почти два года. В ближайшие дни судно отправится в Речицу – потянет две порожние баржи и еще один теплоход на ремонт. Потом – на Могилев, где возьмет баржу со специальной площадкой и отправится в Рогачев на ремонт моста.
Речной порт "Мозырь"
© Sputnik / Виктор Толочко
"Ждем, когда Белорусская инспекция Регистра выдаст официальное разрешение. Думаю, в ближайшие дни, как только нас заправят, мы пойдем", – говорит механик теплохода Сергей.
Заправляют судно дизтопливом. На рейс из Мозыря до Могилева, а после в Рогачев нужно около шести тысяч литров. Учитывая среднюю скорость движения теплохода (6 км/ч), экипаж прибудет в Рогачев на ремонт моста через 41-42 дня.
Непростые времена
Директор Белорусского речного пароходства Андрей Касьянюк отмечает: речной порт в Мозыре – один из самых перспективных. Здесь крупное развитие железнодорожных путей, прямой выход в Днепр и Черное море и более-менее нормальные глубины. Но…
"На Припяти уровень для прохода барж на судовом ходу должен быть 1,95 метра. Сейчас реальный уровень воды чуть-чуть больше. Через месяц-два, если будет засуха, груженые суда не смогут выйти из затона. Грузиться наполовину – нерентабельно", – поясняет руководитель.
В этой же проблеме с глубинами, продолжает Касьянюк, кроется не очень хорошая финансовая ситуация в речном пароходстве. Работать весь сезон, загружая под завязку баржи, нельзя. Несколько лет назад Припять обмелела так сильно, что в некоторых местах реку можно было перейти вброд.
Речной порт Мозырь
© Sputnik / Виктор Толочко
"В этом году уровни не такие критические, как в 2015-2016-х. Те годы были самые плохие за 100-летнюю историю гидрологических наблюдений. И мы просто стояли, грузоперевозок практически не было", - с грустью констатирует Андрей Касьянюк.
Сотрудники порта вспоминают, что лучшее время для отечественного судоходства пришлось на 80-90-е. Теплоходы на Украину ходили один за одним, были даже пассажирские перевозки. Существовала и своя водолазная служба, которая обслуживала суда и проводила подводные работы.
Речной порт Мозырь
© Sputnik / Виктор Толочко
В начале нулевых Мозырский порт участвовал в перевозке калийных удобрений в страны дальнего зарубежья транзитом через Украину, однако, позже "Беларуськалий" построил порт в Клайпеде. Неплохое время для речников было и в начале 2010-х, когда процветала строительная отрасль. Но оно, к сожалению, уже прошло.
В прошлом году Белорусское речное пароходство перевезло 1 миллион 568 тонн грузов, грузооборот составил 19 млн 180 тысяч тонн на километр, а объем перегрузочных работ – 4 млн 483 тысячи. Неплохие показатели были у Мозырского речного порта. Все цифры выше 2019 года, но в разы меньше, чем в 2012-м.
"К концу 2025 года мы должны увеличить перевозку грузов в три раза. Такое задание доведено от Минтранса. Планируем модернизировать теплоход и баржи и к следующему году начать перевозить продукцию БМЗ (Белорусский металлургический завод - Sputnik). Будем не только заниматься перегрузом, но и доставлять либо же в Херсон, либо в Одессу", – делится планами директор.
Речной порт "Мозырь"
© Sputnik / Виктор Толочко
Чтобы увеличить доходы, порт начали задействовать как логистический центр – так здесь решили диверсифицировать бизнес. Со всех регионов страны стали свозить пиломатериалы, загружать в контейнерные поезда и отправлять прямиком в Китай. Там белорусскую древесину будут развозить по предприятиям.
Порт в межсезонье
Межсезонье для речников наступает обычно в ноябре. Но если серьезного льда на Припяти еще нет, ходить в плавания можно. Обычно зимой порт занимается отгрузкой того, что было заготовлено за сезон навигации, – песка, щебня, гранитного отсева. На заводах в Речице и Гомеле в это время идет ремонт техники и судов.
Сотрудники порта резюмируют: все механизмы уже давно выработали свой ресурс, однако их стараются поддерживать в рабочем состоянии.
Белорусское речное пароходство
© Sputnik / Виктор Толочко
"Думаю, все будет хорошо. Если не будет – будет плохо", – напоследок философски замечает исполняющий обязанности начальника порта Славомир Морский.
И ведь не поспоришь.
Читайте также:
Белавиа ищет выход: все на Восток?
Египет, Турция - что еще? Куда улететь на отдых белорусам