Мозырь-Херсон: первое судно с белорусским металлом отправилось на Украину

В затоне реки Припять, где расположен Мозырский речной порт, еще пару дней назад шли погрузочные работы. Впервые для отправки на экспорт в страны Европы здесь грузили не калийные удобрения, песок или гранитный отсев, а металл, доставленный по железной дороге из Жлобина.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Продукцию Белорусского металлургического завода в пятницу 28 мая отправили в морской порт Одессы. Теплоход с 300 "лошадками" и нетипичным корабельным названием БТ-0683 взял на буксир две огромные баржи и впервые за девять лет отправился в путь.
Экспериментальный груз доставляет экипаж из семи человек. Корреспондент Sputnik Беларусь Станислав Лобатый побывал на погрузке и понаблюдал за подготовкой к отправке на Украину.

Первая погрузка

В начале мая белорусский Минтранс договорился о доставке металлургической продукции в страны Европы через порты Одессы (Украина) и Смедерево (Сербия). Погрузку условились осуществлять в порту Мозыря, а доставку грузов возложили на Белорусское морское пароходство.
Весь груз разместили на двух баржах
В главном транспортном ведомстве считают, что "такой способ доставки поможет развитию пароходства и сделает водный транспорт более привлекательным для промышленности".
Погрузка металлопроката на баржи началась в воскресенье 23 мая. Из Жлобина в Мозырь прибыло 25 вагонов. А уже через несколько дней судно отправилось.
Пока из запланированных 25 прибыло 17 вагонов
"Стартуем на Украину в пятницу 28 мая. К отправке все готово", - говорит исполняющий обязанности директора ОАО "Белорусское морское пароходство" Сергей Зубко.
Как повезут белорусский металл в страны Европы
Продукцию БМЗ до Херсона будет доставлять белорусское судно БТ-0683, из Херсона до Одессы – украинское. Через Одессу, а в перспективе и через Сербию, металл будут отправлять на экспорт в страны Европы.
Доставкой грузов занимается Белорусское морское пароходство
"Своим теплоходом будем идти до Херсона. Далее, к сожалению, нам не позволяет класс нашего судна выходить в открытое море. Второе судно класса "река-море", которое работает на Дунае, с украинского Измаила в Сербию будет доставлять наши грузы. Этот вопрос мы сейчас прорабатываем", - продолжает собеседник.

Надежды на "Надежду"

В Сербию, по задумкам белорусских речников, по Дунаю пойдет "Надежда". На сегодняшний день это самый масштабный проект отечественного судостроения и единственное белорусское судно, которое может выходить и работать в открытом море. Его построили в начале нулевых на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе, чтобы доставлять до Черного моря калийные удобрения.
Плавучая судоремонтная мастерская
Сейчас оно используется на территории Украины, в Измаиле, и доставляет грузы в страны Дунайского региона.

300 "лошадок" и 6 км/ч

Почти в полной готовности для отправки в Херсон в Мозырском порту находится судно попроще – БТ-0683. Оно строилось в Пинске и Гомеле в 1987 году и уже девять лет, как уверяет механик корабля Александр Сазонов, стоит на приколе.
"Теплоход стоял, не работал, и, конечно, пришлось с ним немного повозиться. Систему переделать, карбюрацию. В принципе уже все готово, осталось кое-какие косметические работы завершить", - говорит Сазонов и показывает "отшлифованное" машинное отделение.
Это сердце теплохода. И главный здесь Александр. Следит за состоянием главного и вспомогательного двигателя. Если двигатель откажет, не страшно, поясняет он.
Механик Александр Сазонов - главный по "сердцу" теплохода
"Смотря как откажет. Что-то можно сделать своими руками прямо на месте. Что-то – только в мастерских. В основном эти двигатели простые,  разобрать-собрать особой проблемы не составляет. Он хороший, раньше работал на "Надежде", - констатирует механик.
Работы по модернизации теплохода начались осенью прошлого года. Установили новое навигационное оборудование и локаторы. Теперь судно может идти по Припяти не только днем, но и ночью. Делать это, правда, разрешается только на белорусской территории.
Теплоход был модернизирован
Чтобы теплоход ходил дальше Киева, приварили "рога" (упоры для толкания), на корме установили еще один якорь, сделали задраивающиеся, как положено по требованиям, двери в жилые и рабочие помещения.
Путь из Мозыря до Херсона при благоприятных условиях, рассказывает механик, займет месяц. Две баржи судно с 300 лошадиными силами возьмет на буксир и будет двигаться со средней скоростью 6 км/ч.

Главная проблема – глубина

Всего в экипаже семь человек – командир, механик, мотористы и кок (для несведущих – судовой повар). В меню, уверяет Александр, домашняя пища, а "омаров здесь не едят". Еще на судне есть каюты, небольшая душевая и гальюн (туалет).
"Все условия!" – замечает командир экипажа Сергей Зайцев.
Командир судна Сергей Зайцев отмечает, что теперь на судне есть все условия для работы
Баржи судно будет либо цеплять, либо толкать. Зависит это от условий плавания – участка реки, груза, глубины. Когда уровень воды в пойме низкий – толкать, во всех остальных случаях – цеплять.
Судно с 300 лошадиными силами может двигаться со средней скоростью 6 км/ч
Мель – главная проблема для речников. Последние несколько лет из-за жары белорусские реки серьезно подсохли. Но сейчас, подчеркивает Зайцев, уровень воды в реках из-за дождей поднялся.
"Для нашего теплохода метровой глубины вполне достаточно. Но лучше, если больше", - резюмирует командир.
Последние несколько лет из-за погоды реки в Беларуси ощутимо подсохли
Перед первым рейсом на судне провели косметические работы – "кое-что подкрасили и подправили", а также и несколько обязательных процедур: замерили радиацию на борту, провели дератизацию (уничтожение грызунов), получили санитарные свидетельства от санстанции, которые требуют белорусские и украинские судоходчики. И все – груз в пути.