Идея в определенную дату собираться на кладбищах зачастую получает разное воплощение, и изначальный повод для духовного преображения перекрывается сформированными привычками людей.
О некоторых особенностях, связанных с Радуницей, агентству Sputnik рассказал настоятель прихода храма святителя Николая Японского в Минске, протоиерей Павел Сердюк.
- Отец Павел, правильно ли, что люди несут на кладбище еду и алкоголь и затем оставляют для умерших?
- Память предков – мощный фактор нашего культурного ментального кода. Люди идут в места упокоения, потому что останки усопших находятся под землей. А земля в традиционной аграрной культуре – источник, дающий пищу, которая позволяет жить. Это вкушение, если хотите, можно считать культурной особенностью перед весенними полевыми работами. Кроме того, это воспроизведение общего семейного обеда с участием предков.
Я бы, как священник, обратил внимание, что когда мы в проповедях выступаем против накрытых столов у могил, то, прежде всего, говорим о неумеренности, которая приводит к отвратительным проявлениям. Для христиан не свойственны выходки вроде крестообразного поливания водкой могил. А ведь оставляют не только рюмки с алкоголем, часто кладут сигареты. Это примитивные правления неосознанной религиозности. Люди хотят как-то помочь усопшим, но делают только то, к чему привыкли в физическом смысле.
- Как можно объяснить, что люди считают обязательным выпить в этот день?
- Взрослые в подавляющем большинстве в Радуницу приходят на могилы к своим родителям. Люди, возможно, изнемогают под гнетом социальных факторов, жизненных неудач, нереализованности и хотят вновь побывать в безопасности, вспомнить среду доверия, которую когда-то создавали папа и мама. И эту возможность находят в том, чтобы употребить алкоголь. Но нужно понимать, что кладбища – это не места утилизации останков, это наши некрополи, семейные алтари, где мы должны произносить молитвы о близких.
- Как правильно провести Радуницу?
Христианское мировоззрение говорит о пребывании бессмертной человеческой души, поэтому взоры нужно устремлять ввысь, а не, образно говоря, под землю.
Предлагаю четкие установки для православного христианина на Радуницу.
С утра посетить храм. Можно подойти позже (после божественной литургии около 11:00 начинается панихида) и разделить со всеми пришедшими заупокойное богослужение. Оставить записки с именами усопших. Затем пойти на кладбище, взять свечи, лампадки, прочитать молитву. Те, кто желает большего, могут совершить заупокойную литию и к обеду вернуться домой.
Если это сельское кладбище и семья собирается в Радуницу из разных уголков страны, можно совершить поминальную трапезу возле места захоронения. Главное – не упиваться. Нередко там, где не могут остановиться после нескольких рюмок спиртного, вместо чувства единения всплывают старые обиды, начинаются ссоры, порой возникают драки, слышатся крики, кому-то может стать нехорошо. Это недостойно ни человека, ни памяти усопших.
- Экологи не первый год говорят о вреде искусственных цветов. Как убедить людей отказаться от пластика?
- Думаю, это вопрос принятия какого-то административного решения о запрете. Здесь очевидна простая бизнес-схема: низкая себестоимость, большой спрос. Вопрос не требует какого-то культурного или религиозного обоснования. На мой взгляд, это не только не экологично, но и не эстетично - яркие ядовитые цвета.
Со своей стороны могу предложить лозунг: "Живые цветы – живая память". Ухаживание за живыми растениями, конечно, требует большего времени. Но забота о могилах - это инвестиции в нас самих. Наша память о предках – лекарство от личного забвения.
- В этом году Радуница оказалось близко ко Дню Победы. Чувствуется ли взаимосвязь?
- День Победы напоминает о трагичной перспективе окончания земного пути. Почему мы столько внимания уделяем приведению в порядок мест упокоения близких? Один из важнейших постулатов православной церкви – чаяние на телесное воскресение из мертвых и наследование вечной жизни.
Читайте также:
Въезд на все кладбища 11 мая будет бесплатным
Пропуска в погранполосу на Радуницу будут выдавать в день обращения