Запрет Skoda в Беларуси: все окончательно или эти машины можно будет купить?

Sputnik выяснил, кого затронут контрсанкции Беларуси, где теперь покупать Skoda, что делать с остатками новых машин на складах и будет ли штраф за использование ранее купленной автомашины этой марки.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В конце марта белорусский президент подписал указ о контрсанкциях в отношении отдельных государств. Документом предусмотрен запрет на ввоз некоторых категорий товаров, импорт работ или услуг, выполняемых физическими лицами или компаниями стран, ранее применивших санкции в отношении отечественных фирм или граждан.

Теперь этот документ обрел конкретику. Ясность по контрсанкциям своим постановлением внес Совет министров. Документ вызвал бурные дискуссии в обществе и бизнес-среде. Но что дальше?

Решение Совмина по контрсанкциям 

Постановление Совета министров после президентского указа вышло 23 апреля 2021 года. Был опубликован перечень продуктов, запрещенных к реализации. Как сказано в документе, это сделано "для обеспечения защиты национальных интересов, с учетом недружественных действий в отношении белорусского народа".

Напомним, в этот перечень попали и продукты компаний Liqui Moly, Skoda Auto.

А что теперь делать белорусам? Отказаться от автомобилей марки Skoda? Или все же некоторым категориям удастся машины как-то приобрести?

Эксперты авторынка не очень охотно комментируют тему ответных санкций (в частности, по ограничению ввоза авто). Но все же мы попытались разобраться в этом вопросе.

Skoda теперь под запретом для всех?

Исходя из документа, запрет распространяется на продажу автомобилей, произведенных концерном Skoda Auto, то есть в Чехии. Авто, выпущенные этой структурой, у нас точно под запретом – как минимум на полгода.

Но в Беларуси есть автомобили Skoda не только сборки концерна Skoda Auto. Ввозят модели, изготовленные в России. Российский автопроизводитель – компания "Фольксваген Груп Рус".

Более того, вспомним решение Совмина. Там сказано, что под запрет на ввоз и реализацию попадают изделия, продукты "страной происхождения которых являются государство и (или) объединение государств, принявшие решение о введении специальных мер в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц ". Но Россия санкций не вводила. То есть российские Skoda все же к нам приедут?

Пока ясности с российской Skoda нет

Комментарий "Фольксваген Груп Рус" агентству Sputnik Беларусь:

"В данный момент мы изучаем подробности и следим за ситуацией. Пока что наш текущий стейтмент – это то, что мы изучаем подробности и следим за ситуацией. Возможно, позднее мы сможем поделиться какой-то более подробной обратной связью", – сообщили в пресс-офисе "Фольксваген Груп Рус".

Помните, как Госстандарт запретил в начале марта продавать на территории Беларуси модель Rapid "из-за необходимости уточнения формулировок в ОТТС"? Так вот модель была российской сборки. То есть она произведена на территории ЕАЭС. Но это не помогло. Rapid на нашем рынке нет до сих пор. И вряд ли будет – с учетом санкционных ответов Беларуси по корпорации Skoda.

Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что пока отечественным компаниям придется забыть про новенькие Skoda Superb. Эта модель изготовлена в Чехии, так что санкции в отношении нее гарантированы. Не купишь этот лифтбек ни в Минске, ни заграницей.

Для ясности: в Беларуси до марта продавалось пять моделей Skoda: Rapid, Kodiaq, Karoq, Octavia и Superb. Кроме Superb, все они российского производства.

Что с обслуживанием?

Официальный импортер чешской марки в Беларуси заверил - дилеры продолжат обслуживать как гарантийные, так и другие автомобили Skoda.

"Обслуживание всех автомобилей Skoda на территории Республики Беларусь, включая гарантийные обязательства, продолжает осуществляться официальными дилерами", - говорится в заявлении представителя Skoda в республике.

Попытка – не пытка?

Предусмотрен порядок действий в отношении запрещенных товаров. Если все же попытаться ввезти "запрещенку", то их попросту развернут на границе. А если запрещенку найдут на рынках, выставках, либо же обнаружат объявление о продаже в сети, то лицам, которые осуществляют торговлю такой продукцией, будет выдано предписание на запрет ее реализации.

Skoda для личного пользования

Привезти Skoda из стран ЕС даже для личного пользования не получится. Тот самый запрет Совмина.

А вот из государств ЕАЭС – вполне. Документ не распространяется на ввозимые гражданами товары для личного пользования, транспортные средства, указанные в постановлении, зарегистрированные в государствах - членах Евразийского экономического союза, а также временно ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортные средства.

Так кто пострадает от запретов?

Комментарий генерального директора автомобильной ассоциации "БАА" в 2000-2016 гг. Людмилы Шабановой:

"Skoda в Беларуси – старейший импортер автомобильного рынка. Это предприятие всегда хорошо работало и давало хорошие показатели, они закрывали планы. И были примером для многих дилеров по части объемов продаж, уровня сервиса. Более того, этот дилер давал большое количество рабочих, высокооплачиваемых мест".

По мнению эксперта, ничего страшного и экстраординарного в самом факте, что Беларусь ввела контрсанкции в отношении определенных западных компаний нет:

"Это в принципе нормально. Если бы не тот факт, что санкции напрямую затронули наших граждан. А власть любит повторять, что наши люди ни в коем случае не должны пострадать. Но в дилерских центрах как раз и работают наши люди. Более того, очень высокой квалификации. В итоге они могут лишиться своей работы. У них семьи, дети. Как им быть? Но так однозначно можно будет говорить в том случае, если действительно в полной мере будут предприняты те шаги, которые были заявлены. Пока еще остается много неясностей по запретам".

Людмила Шабанова считает странным решение – пустить на рынок автомобили Skoda из ЕАЭС, но при этом запретить продажи нашим дилерам:

"Получается, что физлица будут ездить в страны ЕАЭС и возить оттуда автомобили. А дилеры у нас в итоге исключены их этого списка. Как так? Если трактовать совминовское решение – то получается именно так".

По мнению эксперта, сам перечень ограничений вызывает некоторые вопросы: раньше именно государственные организации активно покупали автомобили марки Skoda у белорусских дилеров. Этот бренд давал большой выбор машин – как бизнес-класса, так и варианта эконом.

"Более того, выводя одного крупного поставщика авто с рынка, мы создаем неконкурентные условия. Мы не должны забывать о том, что именно конкуренция – как бы тривиально это не звучало – развивает торговлю. Потому что конкуренция заставляет производителей делать покупателям выгодные предложения. К примеру, акции, рассрочки, какие-то подарки", – заявила Шабанова.

И в случае, если крупный дилер все же уйдет с рынка Беларуси, пострадать может и потребитель.

"Пострадают не только Skoda, а все покупатели легковых автомобилей. Почему? Потому что у других дилеров не будет стимула бороться за потребителя. Они дадут слабину. И многие акции, выгодные условия могут быть отменены", – прокомментировала белорусские санкции Людмила Шабанова.

Насколько большими будут потери от контрсанкций?

По данным Белорусской автомобильной ассоциации, в 2020 году марка Skoda заняла уверенное 6-е место. Было реализовано за 12 месяцев 3682 авто.

Самой продаваемой моделью оказалась Rapid (российской сборки) – 2131.

А вот Superb чешской сборки продали не так много – всего 48 единиц.

На ранее ввезенные авто Skoda санкции не распространяются?

Да, это так. Торговые компании, у которых на дату вступления в силу постановления будут находиться остатки запрещенки, должны приостановить торговлю ими, а после поставить этот товар на учет в налоговой инспекции.

В течение 60 календарных дней обеспечивается маркировка остатков специальными контрольными знаками, они наносятся на потребительскую упаковку. И после маркировки субъекты торговли смогут продолжить оставшийся продукт реализовывать.

Ну, а если вы раньше купили запрещенную Skoda (не важно: юридическое или физическое лицо), то санкции вас не коснутся. Продолжайте ездить на своих авто. Не оштрафуют, не конфискуют. Главное – ПДД не нарушайте.

Читайте также: