Каких людей нужно брать для раскрутки собственного сайта, YouTube-канала или TikTok и как делать из ноунейма "ручного эксперта", рассказал во время очередного мастер-класса для журналистов шеф-редактор отдела социальных сетей интернет-издания Украина.ру Александр Фомин.
Зачем нужен эксперт и кого брать?
Конечно, можно самим проанализировать общественно-политическую жизнь в стране, и как это отразится на людях и уровне инфляции, если разбираетесь в этом. Но если нет – нужный и оперативный комментарий всегда закроет "дыру в эфире", поясняет Фомин.
Кого брать для раскрутки? Это должен быть тот, кто желает прославиться и попробовать себя в роли комментатора, а еще – банально, но важно – умеет связать два слова.
"Есть такая типология экспертов – я их называю "не дай Бог" – которые рассуждают как бабушки возле подъезда или как неадекватные люди и не могут, по сути, дела ничего сказать", – сказал Фомин.
Третье правило для удачного комментария от эксперта – он должен интересоваться политикой иди другой темой, иметь страницу в Facebook (чтобы заливать туда посты и отмечать издание).
"Эксперта, которого вы "курируете", должны заметить. Если вы и он сделаете все правильно, его могут позвать на телевидение", – уверяет Фомин.
Также важно, подчеркивает он, с самого начала определиться, как будете позиционировать специалиста – будет это, к примеру, военный эксперт, политтехнолог или общественный деятель. Отвести для него нужно одно амплуа, а не сразу три.
Эксперты бывают разные
Фомин описывает категорию экспертов, которых не стоит приглашать к себе на YouTube или в телестудию. Это так называемая "красная" категория.
"Такой тип экспертов – "я ему 10 слов, а он мне одно". Как правило, человек говорит мало, отвечает односложно, в его предложениях нет причинно-следственной связи. Он просто хочет попасть в кадр, а еще очень навязчивый и донимает в Facebook", – объясняет он.
У эксперта категории "Как ты туда пролез?" есть профильное высшее образование, он позиционирует себя как профессионала, принадлежит к профильным организациям, но по уровню экспертизы относится к первому случаю – хочет засветиться, но почти неразговорчив.
И третья "красная" категория – "и швец, и жнец". По словам Фомина, это активный пользователь соцсетей, у него уйма должностей (от "президента" до "главы корпорации"), отвечает по-разному на один и тот же вопрос, поверхностен, делает много бессвязных выводов. Надо подумать, стоит ли такого человека брать в качестве эксперта.
Рюмка коньяка не пролезает
А вот с какими экспертами, на взгляд Фомина, можно поработать, хотя прежде лучше подумать, звать ли их в студию – они относятся к "желтым" комментаторам.
"Продажники" – неплохие эксперты, есть навыки комментирования, владеют ситуацией, но подводят выводы всегда под своего заказчика, хвалят его. В таком случае нужно садить его с кем-то еще для противовеса, чтобы не получилась явная реклама", – констатирует он.
Следующая – "Рюмку коньяка!" Такой человек говорит скромно и скомкано, хотя он хорошо изъясняется в письменном виде. Им нужно дать раскрыться, обращает внимание шеф-редактор отдела социальных сетей интернет-издания Украина.ру. Не обязательно наливать рюмку коньяка, а зарядить: "ты лучший, жги".
И последний вариант из этой категории – "Загадка". Они неплохо говорят по теме, но аудитория их не воспринимает. Им не хватает какой-то медийности, и в таком случае нужно подождать, пока эксперт раскрутится на телеканалах.
"Не пролезает" – как правило, это весьма известный спикер (например, бывший украинский премьер Николай Азаров), который набирает миллионы просмотров на ТВ, а в интернете его смотрят немногие.
"На Украине ему задают острые вопросы, там это шоу. Если на вашей платформе жесткие редакционные правила, то для спикера это будет теплая ванна, и он не зайдет зрителям. В таком случае можно поговорить с редактором, чтобы немного выйти за рамки редакционной политики", – советует Фомин.
"Я вас обожаю!". К такому виду спикеров относятся те, у кого есть своя аудитория, они появляются на телеканалах и дают при этом максимальные заходы. Это "зеленая" категория.
"Есть "глава секты". Он обладает своей аудиторией, которая приходит исключительно на его выступления и которая никак не воспринимает журналистов и других экспертов. В таком случае можно отвести ему много эфирного времени (2-3 вопроса на 30 минут), провести интерактив с его зрителями, которые хотят дотянуться до своего "божества", – констатирует медиаэксперт.
Плюсы – растет аудитория канала, минусы – зрители смотрят только "своего" спикера и могут быстро отписаться, когда будут показывать других.
"Свой человек" – еще одна категория "зеленых" экспертов. У него своя аудитория, которая приходит на его выступления, но и смотрит другие материалы канала. Такой собеседник, как правило, легок на подъем, может пошутить или подыграть ведущему.
Наконец, "залетные птицы" – приятные во всем спикеры, "десерт" на вашем канале. Этим вип-экспертам можно задавать любые накопившиеся вопросы из новостной или даже философской повестки, но не каждый день (это важно), а спустя некоторое время – две недели или месяц.
Что такое SputnikPro
SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как медиаменеджеры Sputnik, так и другие известные российские эксперты. На сессиях обсуждают различные аспекты журналисткой профессии, включая производство мультимедийного контента, работу в социальных сетях, привлечение трафика на новостные ресурсы и многое другое. С марта 2018 года в мастер-классах SputnikPro приняли участие более 5000 слушателей из более 80 государств.
Sputnik – международное информационное агентство и радио – часть российской медиагруппы "Россия сегодня". Sputnik объединяет интернет-сайты на 32 языках, аналоговое и цифровое радиовещание в более чем 90 городах мира и новостные ленты на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет около 57 миллионов посетителей в месяц, общее количество подписчиков в соцсетях превышает 22,9 миллиона. Головной офис Sputnik находится в Москве.