Экономия или необходимость: для чего нужны навигационные пломбы

Навигационные пломбы активно внедряют на территории Евразийского экономического союза, их используют для отслеживания транзитных перевозок товаров. Sputnik узнал, какие перспективы ждут Беларусь в этом направлении и, что уже сделано.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Государственный таможенный комитет Беларуси активно внедряет практики, которые позволяют перевозчикам максимально удобно пересекать границы, рассказал заместитель председателя ГТК Андрей Большаков.

Одним из таких проектов является использование таможенных пломб: они помогают оперативно отследить маршруты большегрузов. Планируется, что эта система станет единой на всей территории ЕАЭС.

Мера борьбы с COVID-19

"В Беларуси система была создана с нуля менее чем за два года. Острая необходимость в активизации работ по ее внедрению в промышленную эксплуатацию возникла в середине 2020 года, когда электронное отслеживание автомобилей применялось как одна из мер борьбы с распространением коронавирусной инфекции", – рассказал Большаков.

По его словам, сейчас вопросы применения навигационных пломб регулируются каждым из государств-членов ЕАЭС самостоятельно.

Также с 2018 года на площадке Евразийской экономической комиссии ведется работа над проектом соглашения о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок, где будут закреплены единые правила применения навигационных пломб на всей территории союза. Его планируется подписать уже в этом году.

Когда ставят навигационные пломбы

Как отметил зампред ГТК, устройства устанавливают при въезде фур, которые занимаются международными перевозками, на территорию Беларуси в 12 республиканских автомобильных пунктах таможенного оформления. Здесь же пломбы и снимают при выезде из ЕАЭС.

По три таких пункта находятся на границах  с Украиной и Польшей, два – с Латвией и четыре – с Литвой. Запускается навигационное устройство с помощью специального мобильного приложения.

"Белорусская система отслеживания позволяет применять любые виды навигационных пломб. При тестировании системы до ее введения в промышленную эксплуатацию были апробированы навигационные пломбы различных производителей, которые приобретались национальным оператором", – подчеркнул Большаков.

Всего с начала реализации проекта (с июня 2020 года) на территории Беларуси осуществлено более 70 тысяч перевозок с применением специальных пломб.

Из чего состоит пломба

Белорусские таможенники используют электронную навигационную пломбу, которая состоит из электронного блока многоразового применения и элемента пломбирования. Как пояснил зампред ГТК, в отдельных случаях при перевозках по территории республики, совместно с навигационной пломбой применяют специальное крепежное приспособление. Его разработал национальный оператор Беларуси в соответствии с требованиями таможенников.

Для чего нужны навигационные пломбы?

"Навигационные пломбы применяются при выявления признаков несоблюдения законодательства, а также при неоднократном нарушении перевозчиком правил транзита товаров. Также они позволяют сокращать количество мер таможенного контроля в пунктах пропуска за счет направления товаров под такой пломбой для контроля внутрь страны", – подчеркнул Большаков.

При этом он обратил внимание на то, что пломба не приобретается перевозчиком в собственность. Это услуга, которую оказывает национальный оператор перевозчику. Тариф составляет пять базовых величин (на сегодня это 29 белорусских рублей – Sputnik), включая налог на добавленную стоимость.

Экономия есть?

Большаков пояснил, что использование навигационных пломб вызвало заинтересованность у перевозчиков. Дело в том, что это менее затратный способ контроля за автомобилями.

Например, при транзите товара под сопровождением от Бреста до белорусско-российского участка государственной границы республики стоимость такой услуги составит порядка 300 долларов США. Фактически это в шесть раз больше, чем в случае перевозки под навигационной пломбой, добавил заместитель председателя ГТК.

Что использовать – навигационные устройства или таможенное сопровождение – решает перевозчик, исходя из финансовых и временных затрат.

Будут ли устанавливать пломбы на легковой и пассажирский транспорт

В ЕАЭС ведется работа по подготовке проекта соглашения о единой системе таможенного транзита товаров на территории союза.

В документе, кроме прочего, предполагается урегулировать вопросы, когда процедура транзита начинается и (или) завершается на территории третьих стран, в том числе и в отношении перевозок, которые выполняются с применением навигационных пломб. 

Тем не менее, устанавливать на пассажирский международный транспорт или легковые автомобили такие устройства пока не планируют.

Как работают пломбы?

Навигационные пломбы работают с системой глобального позиционирования – GPS.

"Маячок передает информацию в специальную систему, которая имеет отношение к перевозке товаров и находится под таможенным контролем. Она представляет собой программное обеспечение для удаленного наблюдения за электронными навигационными пломбами, установленными на фуры и контейнеры", – рассказал Большаков.

В системе реализованы основные функции:

  • идентификация и отслеживание перемещения опломбированного автомобиля в режиме реального времени;
  • уведомление в режиме реального времени о санкционированном (несанкционированном) вскрытии (попытки вскрытия) пломбировочного устройства, потере сигнала от пломбировочного устройства, разрядке аккумулятора, об отклонении от маршрута (с учетом допустимых норм и других условий перевозки);
  • фиксация и хранение информации о месте и времени произошедшего события, идентификация категории события;
  • проведение визуального контроля состояния пломбировочного устройства должностным лицом таможенного органа;
  • регистрация пломбировочных устройств в системе и управление ими (контроль заряда батареи, закрепление пломбировочного устройства за грузоперевозкой, отправка команд об открытии/закрытии пломбировочного устройства);
  • создание и администрирование заявок на наложение/снятие пломбировочного устройства;
  • задание маршрутов грузоперевозки.

Планируется, что в будущем система отслеживание транзита распространится по всей территории ЕАЭС и поможет бороться с недобросовестными перевозчиками. А пока – начало положено.

Читайте также: