Идти на поклон все равно придется: судьба кредита МВФ для Украины

Об итогах миссии Международного валютного фонда в Киеве и экономических перспективах для соседней страны рассказывает колумнист РИА Новости Сергей Левченко.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

На днях работавшая на Украине в течение месяца в рамках первого пересмотра программы stand-by миссия МВФ уехала из Киева, так и не приняв предварительного положительного решения о возможности предоставления второго транша кредита.

Глава представительства МВФ на Украине Йоста Люнгман заявил: "Обсуждение было продуктивным, однако нужен больший прогресс в пользу завершения первого пересмотра программы. Дискуссии продлятся". Что в точности соответствует словам Остапа Бендера, сказанным архивариусу Коробейникову: "Говорят тебе русским языком: завтра — значит завтра!"

По словам Люнгмана, дискуссии, не завершившиеся приходом к консенсусу, касались "усиления управления Национальным банком, улучшения законодательных и регулятивных основ банковского надзора и финансового оздоровления, мер, направленных на уменьшение фискального дефицита, законодательных инициатив по восстановлению и усилению антикоррупционной инфраструктуры и судопроизводства, а также мероприятий в сфере энергетики".

В переводе на человеческий украинским властям было предложено, например, отказаться от только что введенного временного регулирования газового тарифа, а также сделать целый ряд уступок в сферах экономики, государственного суверенитета и т.п. в обмен на транш кредита в размере 700 миллионов долларов.

Пока стороны к согласию не пришли. Но нет ни малейших сомнений, что уже в ближайшие месяцы Украина прогнется под условия МВФ в обмен на копеечных размеров заимствования. Состояние экономики, развал в которой прошел точку невозврата, а также зависимость от внешнего управления просто не оставляют Украине шансов соскочить с этого крючка.

Бывший министр экономики, а ныне советник главы офиса президента Тимофей Милованов, комментируя результаты работы миссии, сообщил, что это МВФ (а не Украина) опозорился, выразив это с доступной ему образностью (у нас не офис украинского президента, а приличное издание, поэтому цитировать брезгуем).

Милованов ранее прославился признанием в том, что он дебил, не читает книг, а также призывами писать доносы на окружающих ради продвижения по карьерной лестнице. Но так или иначе, он является официальным лицом, и стилистика его комментария наглядно демонстрирует уровень нынешней украинской власти.

Отметим, что суть комментария переворачивает все с ног на голову. Это МВФ и "западные партнеры" в обмен на единственный транш кредита в размере 2,1 миллиарда долларов получили от Украины рынок земли, налоговые льготы для финансовых спекулянтов, фактический контроль над Национальным банком и так называемой антикоррупционной инфраструктурой. И это МВФ продавливает выгодные Западу решения в обмен на мизерный транш кредита.

А теперь подробнее о том, что именно продавливает МВФ.

Набор требований можно условно разделить по степени их приоритетности.

Спецслужба по спасению экономики появится на Украине

Например, требования немедленно отказаться от временного регулирования тарифов на газ, вероятно, намеренно выпячиваются. Но в связи с краткосрочностью применения временного регулирования (до 1 апреля) эти требования явно не являются ключевыми для МВФ. Скорее это предмет для торга. Более того, к следующему визиту миссии МВФ эта проблема может рассосаться сама собой не только в связи с окончанием срока действия временного регулирования, но и по причине потепления. И обе стороны смогут сделать вид, что проблема решена, хотя она неизбежно вернется уже в ноябре.

Сложнее с тарифами на электроэнергию, которые также действуют до 1 апреля. Тут МВФ будет более настойчив в связи с наличием прямого интереса западных компаний в обеспечении выплат по зеленому тарифу. Это в краткосрочной перспективе.

А в более долгосрочной — в связи с наличием интереса по превращению Украины в нетто-импортера электроэнергии из ЕС. Для чего нужно максимально сократить возможности по производству собственной электроэнергии (кроме зеленой) и одновременно сделать цены на электроэнергию на внутреннем рынке (как для бытового, так и для промышленного потребления) более высокими, чем в ядре ЕС. С промышленными потребителями это уже более-менее сделано. На очереди бытовые, которым планируют увеличить тариф с 1,68 до 3,62 гривны за киловатт-час для потребления свыше 300 киловатт-час в месяц как раз с 1 апреля.

Меры, направленные на сокращение фискального дефицита, сверхприоритетными для Запада не являются. Это проявляется, например, в закрывании западными экспертами глаз на явно завышенные показатели макроэкономического прогноза и дутые цифры бюджетных поступлений.

Электричество как роскошь: перспективы энергосистемы Украины печальны

Это с одной стороны. А с другой — на то, что половина алкогольного рынка, треть рынка топлива, треть растениеводства, изрядная часть импорта (перечень можно продолжать) находятся в тени, что оборачивается даже не десятками, а сотнями миллиардов гривен потерь для бюджета. О чем в МВФ, безусловно, осведомлены, но тему особо не поднимают. Ибо проблемы индейцев шерифа все же волнуют далеко не в первую очередь. В конце концов, недобор этих доходов никак не сказывается на расчетах по обслуживанию и погашению западных кредитов — эти расходы финансируются в полном объеме.

Другое дело — передача под непосредственный контроль Запада или усиление такого контроля над интересующими сферами. Это явный приоритет. Одним из важнейших требований МВФ является принятие закона о Высшем совете правосудия — в нужной Западу редакции. Фактически его принятие лишит Украину суверенитета в судебной сфере, полный контроль над судами перейдет к Западу.

Кроме того, МВФ интересует укрепление контроля над Национальным банком (хотя куда уж больше) и сохранение в нынешнем виде всей антикоррупционной инфраструктуры, которая с коррупцией не борется, зато является некой параллельной системой власти Запада, встроенной в украинскую власть и финансируемой за счет украинского налогоплательщика.

Еще одна серьезно интересующая МВФ тема — "улучшение законодательных и регулятивных основ банковского надзора", под чем подразумевается окончательная зачистка банковской системы от местных игроков в целях упрощения жизни западным банкам.

Наконец, МВФ продвигает аудит фонда по борьбе с пандемией COVID-19. Стоит напомнить, что из фонда было потрачено около 70 миллиардов гривен. Причем почти 40 процентов из них — на дорожное строительство в рамках PR-проекта "Большое строительство", который связан с грандиозной коррупцией. Да и по расходованию других средств вопросов тоже немало. Однако целью тут является не восстановление некой справедливости, а возможность подвесить на крючок представителей нынешней власти, связанных с этим грандиозным "распилом".

По бумагам все терпимо: как Минфин Украины бюджет считал

В отсутствие внешних кредитов украинская власть пока обходится заимствованиями на внутреннем рынке. Но они уже подорожали до 12,5 процента годовых с девяти процентов осенью прошлого года. Да и полностью заместить внешние заимствования внутренними Украина просто не в состоянии: и по причине рекордного дефицита бюджета в 2021 году (почти 250 миллиардов гривен), и по причине необходимости выплат на обслуживание и погашение только государственных внешних займов в сумме свыше 7,2 миллиарда долларов.

Поэтому идти на поклон к МВФ Киеву все равно придется. Причем в очень недалекой перспективе. И выполнять при этом придется в первую очередь те требования, которые для МВФ являются наиболее приоритетными.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости