Конец прошлого и начало нынешнего сезонов ознаменовались невиданными прежде отменами и заменами спектаклей. Хочется отметить, что зрители не капризничают и не сдают массово билеты. Им предлагаются удобные свободные варианты. Если за рубежом в Европе многие театры просто остановились, то отечественный репертуарный театр продолжает действовать, хоть и не набирает обороты. Намного труднее кинематографу - он практически не выпускает новой продукции.
Конечно, усилилась тяга к репертуару легкому и комедийному, не требующему напряженной расшифровки. Истинные любители театрального искусства получили приятную возможность посмотреть то, на что прежде из-за аншлагов было трудно попасть. Театры охотно заменяют старые на свои фирменные произведения. Так НАДТ им. Горького снова активно играет полузабытого "Песняра", Республиканский театр белорусской драматургии щедро включает в афишу "Шлюб з ветрам". Кукольные театры и ТЮЗ делятся своими лучшими сказками. В Большом театре оперы и балета появилась новая редакция "Щелкунчика". Музыкальные театры помимо спектаклей предлагают концерты.
Приспосабливаясь к ситуации, театрам все труднее выпускать премьеры. Но все же… НАДТ им. Горького показал "Трамвай желание". Известнейшее произведение, которое во всем мире собирает хорошую кассу, решили играть на Малой сцене. Хотя это могло бы стать масштабной постановкой.
Можно похвалить все наши театры за то, что проверенные временем любовные истории и детективы, которые рассчитаны на кассу, сохраняют высокий художественный уровень. Пример — "Мышеловка" в театре-студии киноактера. Об этом скромном маленьком коллективе редко пишут, но у него свой устойчивый зритель и постоянные аншлаги.
Второй сезон этот коллектив работает в новом помещении на Машерова, 33, а не в здании кинотеатра "Москва". Оно просторнее и удобнее старого. На первых порах хорошо отыгранные спектакли не сразу приспосабливались к большой просторной сцене. Там, на старом месте, почти невозможно было преобразить узкое сценическое пространство согласно законам современной сценографии. Сейчас такая возможность появилась.
Все постепенно вошло в свою колею. Своего зрителя театр не потерял. Хотя и был перерыв, уже в январе появилась долгожданная строчка: "Мы вернулись".
Естественно, что от коллектива по-прежнему ждут интересных спектаклей. Художественный руководитель театра Александр Ефремов планку не снижает и подбирает материал, за который не стыдно.
На этот раз зрителей ждет проверенный временем детектив Агаты Кристи, английской писательницы, "Мышеловка". Пьеса переведена на 23 языка, поставлена в 40 странах. На родине драматурга в Лондоне ее ставят непрерывно с момента написания и по сегодняшний день. Это абсолютный рекорд по количеству постановок.
Беларусь обратилась к произведению впервые, хотя и видела его успешную экранизацию и кое-что у гастролеров. Интересно, что известный композитор Александр Журбин написал музыку, и мюзикл-детектив с успехом играли в Москве, Новосибирске, Одессе. Так Журбин по-своему отметил пятидесятилетие пьесы.
Королева детектива Агата Кристи спокойно относилась к своей славе. Она смешала множество жанров, от комедии до трагедии, четко выписала для актеров 8 ролей и была уверена, что можно сделать такой спектакль, на который не стыдно привести кого угодно, а разговоры об убийствах не должны испугать.
Мы не будем углубляться в содержание, но о работах актеров кое-что необходимо сказать, потому что спектакль стал премьерой для многих из них. Кое у кого стаж работы в театре-студии киноактера два-три года, но это все были вводы в старые спектакли. Зрителям предстоит познакомиться с молодыми Дарьей Кирпиченковой, Яной Лапаницкой, Василием Козловым и Дмитрием Егоровым. Последнему досталась очень интересная роль сержанта полиции Троттера. В кино ее играл Никита Высоцкий. Есть в этом полицейском детективе и дебют вполне зрелого актера — Василия Козлова. Он перешел в театр из ТЮЗа. Его кинематографическая внешность теперь будет часто востребована.
Можно считать, что в театре-студии кинотеатра произошла смена поколений. Она происходит и в других коллективах. Да и сам репертуар становится все более молодежным.
Если вы по каким-то причинам не ходили в театры год или два, то обнаружите множество новых, пока малоизвестных актерских лиц.
Напомним, что в сегодняшних условиях многие актеры лишились возможности сниматься в кино. Постоянное участие их в российских сериалах затормозилось. Свое кино практически не снимается. Для театра-студии киноактера это особенно чувствительно. За последнее время он пополнился новыми мастерами, и сидеть без дела им явно не хочется. Как, впрочем, и всем остальным. Так что идите в театры и наполняйтесь впечатлениями.