Пунктуальный педагог и рекордсмен: как прошли минские годы Маршала Жукова

Совершил конный рывок, владел белорусским, учился на сапожника и не планировал связывать жизнь с армией.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Судьба легендарного военачальника – Маршала Победы - была связана в Беларусью еще задолго до войны. Георгий Жуков стал одним из первых преподавателей прототипа военной кафедры БГУ. Минские годы Жукова также были связаны с одним интересным событием - рекордом, установленным во время конного забега.

Как проводил время в Беларуси знаменитый советский полководец задолго до Великой Отечественной войны, узнал корреспондент Sputnik.

По приказу прибыл в Минск

Судьбу с Минском Жуков связал еще до войны - в 1923 году. Именно тогда командир 39-го Бузулукского кавалерийского полка 7-й Самарской дивизии был расквартирован сначала в Гомель, а затем в белорусскую столицу. Жуков даже выучил белорусский, чтобы общаться с местными жителями на их родном языке.

Документальных сведений о белорусском этапе жизни Георгия Жукова сохранилось крайне мало. Единственное свидетельство его преподавательской работы в Белгосуниверситете – ведомость из бухгалтерии за март 1931 года. К тому моменту сотрудничество с вузом длилось уже пять лет.

Пунктуальный педагог и рекордсмен: как прошли минские годы Маршала Жукова

Конный рекордсмен

Многие минчане узнали о Жукове задолго до войны благодаря его необычному рекорду.

В 1924 году командование отправило Георгия Жукова в Ленинград. А в 1925 – выпускник кавалеристской школы громко заявил о себе мировым достижением. Вместе с товарищами Жуков совершил групповой конный забег по маршруту Ленинград-Псков-Орша-Минск протяженностью 963 км. Таким образом, был побит рекорд, который установили кавалеристы царской армии. Дистанцию смогли преодолеть всего за семь дней.

Уникальные снимки из жизни маршалов СССР опубликовало Минобороны России
Правда, уже в начале пути едва не подвела досадная ситуация: лошадь Жукова по прозвищу Дира захромала. Срезая путь, ехали через поля и реки. Чтобы меньше травмировать лошадь, Жукову приходилось часто спешиваться. А при езде использовать специальную технику и избегать нагрузки на правую заднюю ногу животного.

Минск встретил Жукова и его товарищей праздничным митингом. К их приезду газеты уже написали о событии, поэтому минчане приветствовали участников заезда как героев. Лошади после забега потеряли от 8 до 12 килограммов, а сами наездники - около 6.

Учебные курсы Жукова

Свою жизнь полководец никогда не планировал связывать с армией. По окончанию школы отец отдал Георгия учиться на сапожника. Но колодки и шило пришлось отложить после призыва в армию.

На военную службу Жуков попал еще в Первую мировую. Во время этой войны он заслужил Георгиевские кресты, но тяжелое ранение помешало стать полным кавалером награды. А следом участвовать в Гражданской войне и подавлении бунта в Тамбовской губернии.

В Беларуси Георгий Жуков поставил цель сделать дивизию под своим командованием лучшей. Всю жизнь он поражал современников работоспособностью. И приучал к дисциплине других военных.

Служба в Минске совпала с началом военизации БССР: жителей республики начали готовить к потенциальной войне. Элементы военной науки вводили в школах, университетах. В работе спортивных кружков велись занятия по стрелковой, химической подготовке, а также тактике.

Внуки маршала Баграмяна почти полвека хранят коньяк от Жукова

Активно к допризывной подготовке подключился и главный ВУЗ Беларуси. Не хватало профессиональных кадров. И БГУ наладил работу с базировавшимися в Минске военными частями. А Жукову предложили работу преподавателя на созданных курсах. Его военный опыт пригодился в преподавании.

"Что представляла собой разработанная программа военизации для студентов БГУ и чему конкретно учил студентов Георгий Константинович, наглядно демонстрируют документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Беларусь.

Структурно она состояла из девяти объемных разделов: 1) администрация; 2) устав дисциплинарный и гарнизонный; 3) устав внутренней службы; 4) оружие и его сбережение; 5) инженерное дело; 6) военно-химическое дело; 7) строевая подготовка; 8) стрелковое дело; 9) топография", – рассказал доцент кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени БГУ Андрей Максимчик.

Студенты тех лет запомнили Жукова пунктуальным педагогом, который появлялся на занятиях в идеально отутюженной форме и вычищенных до блеска сапогах.

Знания закрепляли на практике. Студенческие роты становились в строй красноармейцев.

Теперь уже сложно судить, насколько пригодилась такая подготовка и помогли ли курсы Жукова в боях в годы войны. Для него сотрудничество с БГУ продлилось до 1930 года, а затем Жукова ждала головокружительная военная карьера.

И снова Минск: июль 44-го

Сражения при Халхин-Голе, оборона Москвы, Курская битва… С Беларусью судьба вновь свела Жукова в 1944 году. Операция "Багратион" много значила лично для него.

Жуков о масштабах операции по освобождению Беларуси

"Столицу Белоруссии нельзя было узнать. Семь лет я командовал полком в Минске, хорошо знал каждую улицу, все важнейшие постройки, мосты, парки, стадионы и театры. Теперь все лежало в руинах, и на месте жилых кварталов остались пустыри, покрытые грудами битых кирпичей и обломков. Самое тяжелое впечатление производили люди, жители Минска. Большинство их было крайне истощено, измучено, по щекам многих катились слезы..."- вспоминал Жуков.

В 2003 году в БГУ был открыт военный факультет. Это результат зародившейся во времена Жукова военной кафедры. Именно его курсы заложили основы последующего преподавания военных и военно-санитарных дисциплин в белорусских вузах. Первым военную кафедру открыл Минский медицинский институт в 1944 году. Позже опыт переняли другие университеты страны.

В 2021 году Белгосуниверситет отметит 100-летие с момента основания. К этой дате намечен выпуск пятитомника "Интеллектуальная элита Беларуси". В книгах собраны научно-популярные статьи о выдающихся личностях, которые внесли вклад в историю БГУ. Среди них и Георгий Жуков.