Измученные Пушкиным. Необычная премьера в Молодежном театре

В самое горячее и непригодное для премьер время Белорусский молодежный театр поставил моноспектакль о Пушкине. Что из этого вышло, пишет театральный обозреватель Sputnik Татьяна Орлова.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Как появляются у драматургов неожиданные, непривычные темы, которые способны заинтересовать тысячи зрителей театров? Ответ невозможен. Но, думаю, надо основательно окунуться в прожитую жизнь. Случается так, что стойкая ненависть к чему-то вдруг превращается в свою полную противоположность. Возможно, именно так у драматурга Михаила Хейфеца родился сюжет его знаменитой пьесы "Спасти камер-юнкера Пушкина".

Родившись в Ессентуках и получив театральное образование в Санкт-Петербурге, Хейфец в 90-м году навсегда уехал в Израиль. Уехал в самое тяжелое время для бывшей страны время. За свои 35 лет жизни в СССР он набрался ярких впечатлений и далеко не все ему нравилось. Так появилась тема пьесы о "потерянном поколении", которому насильственно прививают любовь к авторитетным и талантливым людям, но согласиться с этим никак не хочется.

Театры не сдаются, дышим вместе

Поскольку речь идет о великом Александре Сергеевиче Пушкине, в пьесе все время звучит выражение: "Пушкин — наше все" и, конечно, оно вызывает главный протест простого парня, не обремененного образованием и интеллектом. К тому же из-за Пушкина у него постоянные жизненные неудачи и непонимание.

Драматург сочинил монопьесу в расчете на одного исполнителя, но театры ею распорядились по-своему. Текст очень ироничный, иногда озорной, даже злой. Там рассказывается про Дантеса, Геккерна, Наталью Гончарову и одновременно про друзей нашего героя Миши Питунина. Поэтому многие режиссеры делали спектакли с несколькими действующими лицами.

Самая главная мысль спектакля не в том, как спасти от убийственной дуэли Пушкина, а как спасти "рядового Райана" — Мишу Питунина, представителя поколения второй половины ХХ века. Кто-то из сегодняшних зрителей узнает и себя.

Измученные Пушкиным. Необычная премьера в Молодежном театре

Российские театры "подсели" на пьесу "Спасти камер-юнкера Пушкина". Спектакли вышли в полсотни театров. Работа московского коллектива "Школа современной пьесы" была показана на престижном театральном конкурсе "Золотая маска" в 2013 году. Работа Михаила Хейфеца получила высшую премию в области драматургии как лучшая пьеса года. Позже последовали и другие высокие награды.

Никто не поверил, что это произведение предназначалось для детей и юношества. Наш современник, измученный Пушкиным, рассказал очень многое о жизни своего поколения. Можно делать спектакль для возраста 18+.

Это и привлекло коллектив Белорусского государственного молодежного театра. В самое горячее и непригодное для премьер время декабря 2020 года произошел творческий сговор артиста Андрея Гладкого с режиссером Андреем Гузием.

К этому времени — концу года — в театрах "финансы поют романсы". Впрочем, моноспектаклю не так много надо декораций и костюмов. Все должно держаться на таланте исполнителя.

Измученные Пушкиным. Необычная премьера в Молодежном театре

Понятно, что за образами пьесы нечто большее, чем простая история. В созданной театром атмосфере прослеживается важная задача: единственный актер на сцене должен стать любимцем публики, а "дела давно минувших дней" — днями сегодняшними. Одним словом, кусочком нашей маленькой жизни. У каждого она своя, но и у всех нас много общего.

К личности Александра Сергеевича Пушкина с веками много налипло умного и глупого, творческого, официозного, начетнического и даже хулиганского. Театр предлагает зрителю совершить душевную интеллектуальную работу, хотя так легко все превратить в "капустник", если увлечься фривольными фантазиями "на тему". Нельзя забыть, что конец истории трагический. Здесь за театральную бутафорию и современные технологии не спрячешься. Все должно сойтись на актере — единственном исполнителе, его таланте и харизме. И, кажется, все у театра получилось.

Измученные Пушкиным. Необычная премьера в Молодежном театре

Родился яркий моноспектакль-игра. С размышлением на тему: что было бы, если бы удалось вернуться в прошлое. В спектакле тесно переплелись эпохи, цитаты, стихи, культура и бескультурье, музыка, видеокадры и русская классика.

Бывший купаловский артист Андрей Гладкий, проработав в Молодежке несколько лет, за два последних сезона вышел в лидеры, играя главные роли во многих спектаклях.

Измученные Пушкиным. Необычная премьера в Молодежном театре

Моно никогда не играл. Для любого артиста это нелегкий опыт. Час и двадцать минут на сцене ты один перед публикой. Ее надо не только увлечь и удерживать внимание. Ее надо завоевать искренней верой в то, что гении не уходят навсегда. Они возвращаются в самый непредсказуемый момент и украшают нашу жизнь, объединяя культуру и народы.

Измученные Пушкиным. Необычная премьера в Молодежном театре