Итальянка по происхождению, королева польская и Великая княгиня литовская, просветительница и отравительница Бона Сфорца родилась 2 февраля 1494 года.
Бона Сфорца была второй женой польского короля Жигимонта I. Вдовец и отец двух дочерей, литовский князь и польский король мечтал о сыне. Сфорца показалась ему подходящей партией. Из достойной семьи, в ее жилах текла кровь Медичи и Борджиа. Она имела хорошее образование, общалась в родительском доме с Леонардо да Винчи. Наконец, была молода — всего 24 года. Жигимонту в то время было за 50.
В этом браке у короля появилось еще пятеро детей. Четыре дочери и долгожданный сын Жигимонт II Август.
Вилки и "Песня о зубре"
Итальянка привезла в Краков новую моду — дамы вслед за ней примерили платья с глубоким декольте. И попробовали апельсины, лимоны, инжир, оливки, изюм и миндаль. Все это с подачи Боны Сфорцы стали выращивать при княжеских дворцах в Литве и Польше. Она же научила местную знать, наконец, пользоваться вилками.
Ей были интересны не только развлечения, но и просвещение. Молодая королева помогла Миколе Гусовскому издать его "Песню о зубре". В благодарность за это поэт посвятил Боне Сфорце несколько строк в предисловии.
Палац и первый мелиоративный канал
Бона Сфорца в подарок от мужа получила Кобринское и Пинское княжества, а также пущу от Полесья до Ковно (нынешний Каунас) — это земли 200 километров в длину и 50 в ширину.
Одна из резиденций Сфорцы была в Мотоле. Здесь был построен дворец, руины которого можно было видеть еще в начале ХХ века. Сейчас Мотоль деревня, а в XVI веке это был свободный город, который по протекции королевы получил Магдебургское право раньше Пинска.
Кстати, созвучное с итальянским слово "палац" вошло в лексикон полешуков именно во времена Боны Сфорцы. Но строила она не только "раlаzzо", но и госпитали, костелы, школы.
Задумала и даже начала реализовывать земельную реформу. Чтобы увеличить количество пригодных для земледелия почв пыталась осушить болота. По ее распоряжению был выкопан канал, прообраз мелиоративного, от Пинского замка до деревни Стытычево. Канал существует до сих пор и называется Бона.
Гродно обязан Боне Сфорце появлением водопровода, первыми мощеными улицами и часами на Ратуше. Эти часы работают до сих пор, правда, теперь они отсчитывают минуты на башне Кафедрального костела и являются самыми древними в Европе действующими башенными часами.
Заботливая мать или свекровь-отравительница
Всех своих дочерей Бона Сфорца удачно выдала замуж. Изабелла стала королевой Венгрии, Екатерина — королевой Швеции, Анна — женой короля Речи Посполитой Стефана Батория, София — великой герцогиней Брауншвейг-Вольфенбютельской.
Для единственного сына добилась права сохранить титул Великого князя литовского. Причем на великокняжеский престол Жигимонт II вступил в девятилетнем возрасте и стал самым юным из великих литовских князей. А через год еще при жизни отца мальчик примерил и польскую корону. Жигимонт I при этом получил прозвище Старый.
Насколько сильно Бона любила сына, настолько же тяжело относилась к своим невесткам. Первую выбрала сама, но уже через три года брака юная супруга Жигимонта Августа умерла при невыясненных обстоятельствах.
К тому времени молодой король уже был увлечен Барбарой Радзивилл, с которой после смерти первой супруги тут же и обвенчался. Но сделал это втайне от отца и матери, которые его выбор не одобрили.
Вывести супругу из тени Жигимонт Август смог только после смерти отца. 7 декабря 1550 года состоялась коронация Барбары. Но вскоре молодая королева умерла. Жигимонт заподозрил в отравлении жены мать. При дворе было множество ее доверенных лиц, а в жилах Сфорцы текла кровь Борджии и Медичи — самых известных европейских отравителей.
С тех пор отношения матери с сыном испортились. Жигимонт открыто винил мать в убийствах, но не отпускал от себя, не хотел терять доходы от ее многочисленных владений. Бона Сфорца с трудом вырвалась на родину, и там, в возрасте 63-х лет умерла, в полном одиночестве. Похоронена в итальянском Бари.