Профессор БГУ Надежда Высоцкая о своем родстве со знаменитым поэтом не очень любит вспоминать: "Что было, то было, нового уже не добавить". Но начав разговор, все же не может остановиться. Корреспондент Sputnik побеседовала с известным искусствоведом накануне дня рождения поэта.
"Он был очень непростым человеком, я не могла терпеть его необязательность, а моя мама всегда просила держаться от их семьи подальше", — сказала Надежда Федоровна, как бы намекая, что тему лучше не продолжать. Но через пару минут сама к ней вернулась: "Сложно с ним было. Если он говорил, что придет — это могло означать, что ты просидишь весь вечер, боясь отлучиться хоть на секунду, а он так и не придет. Не то чтобы он был необязательный от неуважения. Просто его жизнь была слишком стремительной. Он всегда жил на разрыв, как и пел. И не принадлежал себе", — легко объяснила Высоцкая.
Общий предок Хомка
О родстве с опальным поэтом Высоцкой рассказала мама. Дед Надежды Федоровны Сидор и прадед Высоцкого Шлиом были родными братьями. Их отец Хомка Высоцкий был родом из Белостока. Он был богатым землевладельцем из шляхты.
— Земли его были в Габятах — это совсем рядом с Бобровниками. Мы приезжали туда в 1948 году — мама показывала на лес, на речку и говорила, что когда-то это было нашим. Как-то мама пошла в соседние Минчуки, а меня у тетки оставила. И тут как раз границу прокладывали. И я оказалась на территории Польши, а мама — на советской. Стоило больших трудов меня с Белосточчины в СССР переправить. Да и тетка голосила: "Не пущу в эту голодную страну". После войны наша семья жила действительно очень голодно. Мама меня в Смоленск увезла. Там мое детство прошло. Там и зародилась любовь к сакральному искусству. Ведь даже несмотря на послевоенную разруху и голод там работало множество археологических экспедиций, я все время к ним прибивалась. А еще у меня была чудная няня Надежда Александровна Физикова. Она знала 18 языков. И когда мы стояли по 8 часов в баню, она мне читала Рабле на французском, Гёте — на немецком. Мы часто с ней в Успенский собор ходили. Сейчас у меня в Смоленске уже никого нет. И я прихожу в собор — в тот уголок справа у Одигитрии, где мы с ней стояли. И там будто память о моих родных жива — о маме, папе, няне.
— Отношения с семьей Владимира Высоцкого поддерживались всегда?
— Нет, что вы. О том, что мы дальние родственники, мама сказала случайно, когда я уже взрослая была. Будучи в Москве, я разыскала его и рассказала об этом. Он заинтересовался, что фамилия общая (женщины у нас в роду не меняли фамилию), дал контрамарку на спектакль. А в генеалогические перипетии углубляться не захотел: "Раз дальняя родственница, держи контрамарку".
Я действительно очень дальняя родня — седьмая вода на киселе, троюродная тетка. Но если честно, некогда мне было во всем этом копаться. Я была очень увлечена своим делом, в ту пору мы спасали древнебелорусское сакральное искусство, которое погибало в заброшенных церквях и каплицах. Мне куда важней было, что жизнь дала мне шанс пообщаться с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, его дочь Вера Дмитриевна была моим научным рецензентом.
Ящик водки и туфли
— Почему ваша мама не хотела, чтобы вы общались с Высоцкими?
— Она достаточно настороженно относилась к его отцу. Всегда считала его сотрудником КГБ — у него ведь и служба в Германии была, и высокопоставленное положение в обществе. А мы? Бедные родственники, провинциалы. К тому же мама всегда была уверена, что за Володей пристально следит КГБ, и просила быть подальше от подобных контактов. Таким общением можно было нажить себе немало проблем.
— Но вы все-таки контактов не прервали?
—А здесь, как это ни странно, инициативу проявил сам Володя. Когда он снимался в Беларуси, в фильмах Виктора Турова, он разыскал меня. Не знаю уж, как он узнал адрес мастерской (тогда помещение на улице Интернациональной было мастерской моего мужа — главного художника издательства "Беларусь" Геннадия Голубовича), но только приехали они однажды с Витей и еще с какими-то киношниками. Принесли целый ящик водки. А мне Высоцкий тогда туфли подарил итальянские. Как это ни странно, они оказались впору. Я их много лет относила — сносу не было. Наверное, для Марины покупал — подумалось мне тогда. Но это было очень в его характере — подарить, не задумываясь, не жалея.
— И что было дальше?
— Концерт в этой мастерской (в здании на улице Интернациональной до сих пор творческая мастерская Высоцкой — Sputnik) собрался спонтанно. Это было летом — в помещение сразу набилось много народу, но желающих, понятное дело, всех вместить не могли. Мы открыли окна — весь двор моментально наполнился людьми. По району сразу разнесся слух, что на Интернациональной сам Высоцкий поет…
Соглашался, что его стихов тоже не существует
— С ним легко было общаться? Чувствовали ли вы дистанцию?
—В общении он был всегда выдержан, вежлив, внимателен. Правда, скорее профессионально внимателен. Ему были интересны все люди, до последнего забулдыги. Как губка впитывал индивидуальность каждого. Для него люди были — словно школа, в которой он брал нужные ему элементы. Он был очень наблюдательный. Очень любил пародировать. Всех подряд — тот же Туров только выйдет из комнаты — Володя моментально на него пародию изобразит. И так похоже — мы обхохатывались. Но, к сожалению, у меня тогда очень важные дела были — пришлось всю эту братию здесь оставить, а самой убежать работать.
— Наверное, Высоцкий уважал вашу увлеченность?
—Я бы так не сказала. Скорее наоборот. Про меня он всегда говорил, что я занимаюсь тем, чего не существует. По его мнению, древнебелорусского искусства не существовало — тогда ведь оно было еще совершенно не изучено. Я не обижалась, хотя и отвечала: "так твои песни тоже не существуют — они ведь не опубликованы". Он улыбался: "ты права". Тогда мне было сложно с ним спорить — в ту пору у меня были только статьи, собрание древнебелорусской иконописи мы только начинали собирать. Еще не было издано ни одной книги — теперь их десятки.
А тогда на следующее утро я пришла в мастерскую — дверь настежь, никого уже не было. Только на столе пустые бутылки и несколько рентгеновских снимков — самодельных пластинок, на которых записаны песни Высоцкого. И два стиха, которые он написал, похоже, прямо во время вечера. Эти стихи нигде не были опубликованы — я надеюсь обнародовать их, когда открою свой музей. Я давно собираю экспозицию для него — он будет посвящен моему мужу, художнику Геннадию Голубовичу, и Владимиру Высоцкому. Они дружили много лет. Когда Марина Влади написала книгу "Владимир, или Прерванный полет", Голубович был инициатором переиздания книги в Беларуси — сначала она была выпущена только в России. В Копыльском районе, в деревне Велишино у меня есть дом — я хочу сделать там свой музей. Мне в жизни посчастливилось знать немало интересных людей, накопилось немало раритетов. К тому же места там очень интересные — в 20-е годы вся деревня ездила в Америку на заработки. Самое удивительное — люди вернулись с долларами и хорошими инструментами. Некоторые из них в рабочем состоянии до сих пор. И вся мебель в округе была этими инструментами сделана. Этой страничке маленькой человеческой истории тоже будет посвящена экспозиция.
— Высоцкий не признавал древнебелорусское искусство, а как он относился к белорусскому языку?
— У него к языкам было особое чутье. А еще у него была удивительная тетрадка, которую он всегда носил с собой. Он записывал туда необычные слова. Собирал их, как Пушкин. Ему очень нравился белорусский язык — он всегда говорил, что этот язык красив, как итальянский. И архаизмы в языке приводили его в настоящий восторг. Иногда он просто влюблялся в какое-то слово и мог повторять его много раз, как ребенок.