Обращает внимание, что и Светлана, и Павел призывают людей к протестной активности, находясь в Литве и Польше соответственно. Это сразу ослабляет их позицию и моральное право на подобные призывы. И это активно используется белорусскими государственными СМИ.
Кроме того, в условиях, когда власти не останавливают силовые действия в отношении протестующих, наблюдается определенный кризис идей и новых методов, которые позволили бы обеспечить минимальный уровень безопасности протестующим. Или же переломить ситуацию в их пользу.
Старые схемы
Из визитов Тихановской мы видим, что ее с удовольствием принимают руководители различных европейских государств. Но темы, лоббируемые белорусским политиком, вызывают легкое недоумение. Так, признание ГУБОПиК террористической организацией вряд ли достигнет цели по прекращению насилия.
Да и само признание подобного рода весьма проблематично, поскольку терроризм понимается на западе все-таки немного в другом измерении. Маловероятно признание государственной службы в качестве таковой. Иначе мы бы уже давно имели в качестве террористической организации, например, "Стражей исламской революции" в Иране.
То же самое с поддержкой белорусского гражданского общества. Тихановская может сколько угодно озвучивать необходимость подобных действий, но на фоне того, что еще в начале кризиса ЕС заявили о намерении поддерживать гражданские инициативы, подобные просьбы выглядят как просто повторение того, на что уже было дано согласие со стороны Евросоюза.
В то же время отключение Беларуси от системы банковских переводов SWIFT приведет к серьезным экономическим последствиям для страны. И в первую очередь пострадают от этой меры простые люди, в то время как очень маловероятно, что этот шаг нанесет серьезный ущерб действующей власти.
Это же можно сказать и в отношении инициатив Латушко, который завил о стремлении завладеть зарубежным имуществом Республики Беларусь и создать сеть параллельных посольств в иностранных государствах. Чем это поможет людям, выступающим за изменение ситуации в Беларуси, не очень понятно. Как непонятна и необходимость создания новых структур помимо Координационного совета. Единственным объяснением этому может служить наличие личных амбиций по тому, чтобы возглавить какую-то структуру у Павла.
Отсутствие позитивной повестки
В этих условиях политика "чем хуже, тем лучше" для расшатывания ситуации в стране способна принести определенные дивиденды оппозиции только в том случае, если нельзя будет обвинить их непосредственно в возникающих сложностях для народа Беларуси. В обратном же случае велика вероятность, что, обслуживая интересы сторонних акторов, они будут терять электоральную поддержку и политический вес внутри страны.
Такие ошибки очень просто использовать против новых оппозиционных лидеров в рамках освящения их действий в государственных СМИ.
Плюс ко всему главная проблема новой оппозиции остается той же, которая преследовала старую, классическую оппозицию. Новая оппозиция сосредоточилась на личной критике Александра Лукашенко, которая в основном повышает личное внимание к белорусскому президенту. В то же время не просматривается позитивной повестки и программы в заявлениях и действиях людей, находящихся в Вильнюсе и Варшаве.
Есть, конечно, заявления о необходимости экономических реформ, и ведется их разработка, есть даже люди, занимающиеся различными направлениями государственной политики. Но что просматривается в этой деятельности, так это стремление оседлать выделение средств ЕС на изменения в Беларуси, поделить шкуру неубитого медведя в виде власти в стране.
И это при том, что периодически повторяется лозунг о необходимости проведения повторных выборов. Но откуда уверенность в победе на новых, честных и открытых выборах с участием всех желающих из числа политических заключенных?
На данный момент никто из новых оппозиционных лидеров не занимается поискам возможных медиаторов политического кризиса в Беларуси, которые могли бы выступить в качестве непредвзятой стороны в диалоге между властями и протестующими. Есть только заявление, о том, что будут пересмотрены последние договоренности относительно интеграции между Россией и Беларусью, хотя "последние" договоренности датируются осенью 2019 года. И с тех пор мало что сдвинулось.
Маргинализация оппозиции
И хотя понятен мотив подобного заявления, ведь Тихановская все-таки проживает в Литве и вынуждена следовать в фарватере политики этой страны, непонятно, зачем вносить дополнительное напряжение с возможным медиатором в лице России.
Нет серьезной работы с электоратом из числа людей, несогласных с действующей властью, но тем не менее не поддерживающей ряд идей национализма. Невидно и взаимодействия с частным бизнесом и сектором высоких технологий, откуда выходит значительная часть протестующих.
Вместо этого мы видим примеры политического туризма, обсуждение вопросов, не влияющих кардинально на ситуацию в Беларуси, предложения, мало соответствующие ожиданиям белорусского народа.
В перспективе все это приведет к маргинализации новой оппозиции, как это произошло с классической белорусской оппозицией, которая поддерживается не более, чем 1-2 процентами населения Беларуси.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции