Фото

А "Запорожец" — машина класс! "Горбатый" отмечает 60-летие

22 ноября 1960 года с конвеера завода "Коммунар" в Запорожье сошла первая партия автомобилей ЗАЗ-965 "Запорожец". Про него говорили "дешево и сердито", шутили над "горбом", но все равно любили.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Он шумел и трясся как пылесос, раскрывающиеся назад двери играли роль тормозных парашютов, в его салоне не помещались баскетболисты, а человек среднего роста зажимал уши коленями, поэтому, как утверждалось в анекдоте, приемник в салоне был и не нужен. Смотрите в фотоленте Sputnik Беларусь историю знаменитого автомобиля.
"Запорожец" ездил со скоростью, исключающей мысли об обгоне. "Он выдает 100 км/час", - пел Богдан Титомир. Но в тоже время, автомобиль был неприхотлив в заправке, ремонтировался в каждом гараже и главное… Главное –  он, в отличие от мотоцикла, прикрывал голову крышей и был доступен советскому человеку. После деноминации малыш на колесах стал стоить 1800 рублей, что эквивалентно 18 зарплатам советского инженера.
Фото
Советский пинап и реклама автопрома
Прообразом ЗАЗ-965 стал итальянский Fiat 600, но главной отличительной чертой стал V-образный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, который находился в "багажнике", и 13-дюймовые колеса. Еще одной характерной особенностью "Запорожца" стали наваренные передние крылья, дополнительные зарешеченные прямоугольные отверстия на для выпуска воздуха, которые охлаждали двигатель, а также взаимозаменяемые лобовое и заднее стекло. 
Почти в неизменном виде ЗАЗ-965 выпускался до 1969 года, пока запорожские конструкторы во главе с В. Стешенко не разработали модель ЗАЗ-966 - "Ушастого", прозванного так за форму боковых воздухозаборников - и запустили ее в серийный выпуск в 1966 году. Всего с 1967 по 1994 на ЗАЗе было выпущено 3 млн 100 тыс. 338 второго поколения "Запорожцев" (моделей 966 и 968). 
История бренда "Запорожец" закончилась на ЗАЗ 968М. Следующие модели Запорожского автозавода именовались уже по-другому. 
Смотрите также на Sputnik:
1 / 23
Легендарный советский автомобиль "Запорожец" отмечает 60-летие.
2 / 23
18 июня 1959 года вышел опытный образец автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец", в октябре 1960 года начался его серийный выпуск, а 22 ноября с конвеера сошла первая партия.
3 / 23
Корпус будущего автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец" в специальной сушильной камере. Создатели самого первого "ЗАЗ" вдохновлялись популярным на то время итальянским Fiat 600. Но "Запорожец" изначально должен был называться "Москвич-444", а выпускать его планировали в Москве, однако всю документацию на малолитражку передали на Запорожский комбайновый завод.
4 / 23
В народе ЗАЗ-965 сразу же прозвали "горбатым" — за форму кузова.
5 / 23
Раскрывающиеся назад двери - одна из фишек и тема для насмешек. Шутили, что раскрывающиеся назад двери - дополнительные тормоза.
6 / 23
В его салоне не помещались баскетболисты, а человек среднего роста зажимал уши коленями, поэтому, как утверждалось в анекдоте, приемник в салоне был и не нужен.
7 / 23
Консервная банка системы "Запорожец" — говорил про него герой Андрея Миронова в фильме "Три плюс два". И все-таки он полюбился как героям, так и зрителям. Хорошая реклама автомобилю — в первую неделю проката фильм посмотрели 35 млн человек.
8 / 23
Для многих семей в шестидесятые поездка к морю на собственном "Запорожце" стала огромным счастьем. Именно выход картины "Три плюс два" привел к всплеску "дикого" туризма. Кстати, у выпускавшегося в течение 9 лет "Горбатого" была и экспортная версия под названием "Ялта" (Jalta) с молдингами на бортах, пепельницей и наружным зеркалом заднего вида.
9 / 23
Будни московской семьи. После деноминации 1961 года малыш на колесах стал стоить 1800 рублей, что эквивалентно 18 зарплатам советского инженера.
10 / 23
"Горбатый" оказался единственной моделью ЗАЗа, на которой имелся шильдик с названием машины. Соответствующая надпись украшала передок автомобиля, причем была сделана по-украински, с мягким знаком на конце.
11 / 23
Еще одной характерной особенностью "Запорожца" стали наваренные передние крылья, дополнительные зарешеченные прямоугольные воздухозаборники, а также взаимозаменяемые лобовое и заднее стекло. 
12 / 23
Но главной отличительной чертой стал V-образный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, который находился в "багажнике".
13 / 23
"Горбатый" на дороге между БелАЗами и "Волгой" в 1960-е.
14 / 23
Он ездил со скоростью, исключающей мысли об обгоне. "Он выдает 100 км/час", - пел Богдан Титомир.
15 / 23
А вот один из многочисленных советских анекдотов: "А вы знаете, почему у "Запорожца" багажник спереди? — Потому что на такой скорости за вещичками надо присматривать!"
16 / 23
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский на своем "горбатом" "Запорожце" возле студии на Шаболовке, где проходили съемки передачи, посвященной 50-летию автомобиля "Запорожец" ЗАЗ 965.
17 / 23
Почти в неизменном виде ЗАЗ-965 выпускался до 1969 года, пока запорожские конструкторы во главе с В. Стешенко не разработали модель ЗАЗ-966 - "Ушастого", прозванного так за форму боковых воздухозаборников - и запустили ее в серийный выпуск в 1966 году.
18 / 23
Всего с 1967 по 1994 на ЗАЗе было выпущено 3 млн 100 тыс. 338 второго поколения "Запорожцев" (моделей 966 и 968).
19 / 23
Советская реклама ЗАЗ 968А после рестайлинга 1972 года. Внешних отличий от предыдущей модели оказалось немного — появился сигнальный фонарь, предупреждающий о движении задним ходом и изменилось оформление передней части автомобиля. На этой модели "Запорожца" стали устанавливать ремни безопасности.
20 / 23
Кастом-"Запорожец" в украинском стиле.
21 / 23
В 2006-м в Петербурге президенты США и России Джордж Буш и Владимир Путин рассматривают "Запорожец" - первый автомобиль российского президента. Тогда американские журналисты почти с ужасом спросили: "Что это?" Старый "Запорожец" Путина стал экспонатом музея в Стрельне. Машина, которую родители выиграли в лотерею, досталась ему на третьем курсе института.
22 / 23
Следующий апгрейд "Запорожца" датируется 1979 годом. Машина, получившая не очень лестное прозвище "мыльницы", потеряла "уши". По замыслу конструкторов для нормального охлаждения двигателя было достаточно щелевых отверстий на крышке капота и задних крыльях. Внешне эти отверстия очень напоминали жабры.
23 / 23
История бренда "Запорожец" закончилась на ЗАЗ 968М. Следующие модели Запорожского автозавода именовались уже по-другому.