Белорусские производители уже не первый год занимаются импортозамещением, которое подразумевает, в том числе, и локализацию производства комплектующих. Даже такой промышленный гигант, как БелАЗ, не в состоянии все произвести полностью, порой это банально нецелесообразно с точки зрения экономики.
В Жодино ставку делают на сотрудничество с традиционными партнерами. Основной рынок сбыта для белорусских самосвалов исторически находится в России. Как развивается кооперация с партнерами и идут продажи на востоке, разбирался Sputnik.
Самосвалы в обмен на детали
В настоящее время импорт комплектующих из России колеблется в районе 40-50% в стоимостном выражении от всех иностранных деталей.
"Основным нашим поставщиком высокотехнологичного оборудования является завод "СибЭлектроПривод" в Новосибирске, который за 2019-2020 годы отгрузил комплектующих на 40 миллионов долларов (6,4% от всех закупок за 2020 год)", – рассказал заместитель гендиректора БелАЗ по коммерческому импорту и матобеспечению Леонид Васько.
По его словам, на втором месте "Силовые машины" из Санкт-Петербурга, они поставили комплектующие на сумму около 35 миллионов долларов (около 6% от всех закупок). Следующим идет предприятие "Татэлектромаш" из Набережных Челнов, на которое приходится 5% от всех закупок, что составляет свыше 30 миллионов долларов.
Эта большая тройка поставляет на Белорусский автомобильный завод электротяговое оборудование, которое можно назвать "вторым сердцем" машины после двигателя. Сейчас российские производители "шагают в ногу со временем".
В число крупных поставщиков входят компания "Русэлпром", "Русполимет", предприятие НЛМК, "Северсталь". С ними у жодинцев подписаны крупные контракты на поставки продукции.
Леонид Васько отметил, что это взаимовыгодное сотрудничество, потому что БелАЗ закупает у россиян много комплектующих, а те в свою очередь, например НЛМК и "Северсталь", берут уже готовые самосвалы.
За январь-сентябрь 2020 года мы закупили в России оборудования на 47,7 миллиона долларов. За весь предыдущий год было закуплено комплектующих, включая и белорусского, и иностранного производства, на сумму почти 500 миллионов долларов", – уточнил специалист.
Уголь всему виной
В свою очередь начальник коммерческого отдела по странам СНГ Анатолий Трамбицкий говорит, что в хороший для БелАЗа 2018 год на российский рынок приходилось около 70% от всех продаж.
"На сегодняшний день это 30%. Это связано с тем, что предприятия, добывающие сырье и использующие белорусские самосвалы, столкнулись со снижением цен на свою продукцию. Это, в свою очередь, вызвало падение спроса на нашу технику", – пояснил он.
По его словам, текущая ситуация привела к тому, что на территории России сейчас из эксплуатации выведено около 500 единиц белорусской техники, произведенной на БелАЗе. Главными заказчиками самосвалов из Жодино всегда были компании, добывающие каменный уголь.
Анатолий Трамбицкий уточнил, что в сравнении с 2018 годом продажи техники снизились: "На сегодняшний день мы продали в Россию технику на сумму около 100 миллионов долларов".
Причем серьезным подспорьем в поддержке экспорта стало соглашение с российским банком ВЭБ, подписанное в прошлом году на Форуме регионов в Санкт-Петербурге. Согласно ему банк на сумму в 50 миллионов долларов профинансирует поставки белорусской техники с высокой долей комплектующих, созданных в России, на рынки третьих стран.
Представитель БелАЗ рассказал, что ведется работа по "дошлифовке" договора с Узбекистаном, куда отправится пробная партия самосвалов, как раз в рамках подписанного с банком ВЭБ документа.
"На будущий год у нас осторожные ожидания, небольшое оживление начинается. Ранее из эксплуатации в России было выведено 800 единиц техники, сегодня уже меньше, чем 500. Это говорит о том, что началось незначительное увеличение спроса на сырье. Сказывается и приближение зимы, когда уголь более востребован", – пояснил начальник коммерческого отдела по странам СНГ.
Ставка на инновации
После чего добавил, что в 2021 году БелАЗ рассчитывает на подъем спроса на свои самосвалы на российском рынке. В настоящее время завод проводит большую работу по разработке новых перспективных инновационных продуктов. Сейчас в России работают "беспилотники", которые уже около года проходят тестовую эксплуатацию в Хакасии.
"Перспектива, которой сегодня все заинтересовались, это троллейвозы. Необходимая инфраструктура на полигоне завода находится в завершающей стадии. До конца года мы планируем ввести в эксплуатацию 220-тонную машину и пригласить потребителей с целью ознакомиться с самосвалом в реальном времени", – анонсировал Анатолий Трамбицкий.
Выглядит его работа приблизительно следующим образом: после того, как самосвал загружается, он подъезжает к контактной линии и поднимает "рога", или, как говорят специалисты, пантограф, и дальше работает на электротяге.
Расчеты показывают, что на чистой электротяге БелАЗ грузоподъемностью 240 тонн показывает "значительное улучшение тягово-динамических характеристик". И самое важное, что достигается большой эффект за счет экономии топлива и затрат на эксплуатацию.
Причем он рассказал, что уже сейчас есть заинтересованность со стороны предприятий на Сахалине, в Карелии, в Кузбассе, потому что использование дизель-троллейвозов в технологической цепочке перевозки полезных ископаемых экономически целесообразно.
Идут сейчас переговоры и с российскими производителями контактных линий, чтобы скооперироваться и вместе выходить на рынок, пока, правда, начальник коммерческого отдела по странам СНГ не готов сказать, с кем, потому что "переговоры любят тишину".
В завершение он дал осторожный прогноз на конец года, что БелАЗ выйдет на уровень продаж в России в 150 миллионов долларов.
Читайте также:
Гендиректор БелАЗ: Россия для нас – основной стратегический партнер
В России намерены организовать производство самосвалов БелАЗ