Сегодня, по прошествии 40 лет, наш герой рассказывает корреспонденту Sputnik Марине Чернышовой-Мельник о своем профессиональном путешествии на Олимпиаду.
Мистические моменты Игр
По правилам Международного олимпийского комитета, каждая страна, принимающая Олимпиаду, должна обеспечить фильм-отчет об этом событии. МОК выделяет финансирование, а организовать съемки должны внутри страны.
Такая задача стояла перед руководством Госкино СССР накануне 1980 года, когда в Москве планировались летние Олимпийские игры. Естественно, что съемки в Москве поручили самой маститой и знаменитой киностудии, оборудованной по последнему слову техники: "Мосфильму".
Далее была самая настоящая интрига. Во-первых, нужно было определиться с главным режиссером. После небольшой закулисной борьбы эту должность получил Юрий Озеров – известный постановщик фильмов, в том числе батальных, с опытом незаурядного мастера. Во-вторых, было ясно, что главная задача – репортажная съемка атмосферы соревнований. Конечно, режиссер-"игровик", даже такой выдающийся, как Юрий Озеров, не мог бы справиться со всем, и тогда приняли решение: за спортивную часть фильма должен отдельно отвечать режиссер-документалист. На эту должность назначили известного режиссера Бориса Рычкова.
После испытания Спартакиадой в 1979 году Горулева и других операторов, достойно себя проявивших, взяли в творческое объединение "Олимпиада-80".
За три недели до начала Игр вся съемочная группа приехала в Москву и поселилась в гостинице "Локомотив", рядом с одноименным стадионом. Только там – в кругу новоявленных коллег Горулев понял, какая огромная конкуренция была среди тех, кому предстояло создавать будущий фильм. Там же всех проинформировали, что Госкино СССР отказалось от игровой части фильма.
Всех документалистов разделили на группы, закрепляемые за отдельными видами спорта. В каждой группе был назначен главный оператор, который общался с Борисом Рычковым. А группа с Юрием Горулевым и Владимиром Цеслюком работала отдельно. Режиссер поручил им снимать моменты соревнований, где назревала напряженная психологическая борьба, конфликты. Акцент на эмоции спортсменов.
"Два оператора, два ассистента, звукорежиссер и водитель – так мы вшестером Олимпиаду и объехали. Снимали на разных площадках: соревнования по стрельбе, баскетболу, конному спорту, гребле на байдарках и каноэ. Я снял много интересных эмоций спортсменов и тренеров. Например, очень яркими моментами были наполнены соревнования по гребле. Человек так выкладывается во время гонки, что он ничего не соображает и не может потом говорить. Все отдает ради лучшего выступления. И даже когда спортсмен узнает, что победил, первые секунды он не в состоянии выразить эмоции. Конники под крышей – отдельное зрелище. Жалко, когда лошадь сбивает всадника, а он потом со слезами ведет коня. Еще никогда не забуду, как кричал Гомельский – наш тренер баскетбольной мужской команды, когда советские спортсмены проиграли финальный матч. Он дал волю эмоциям и матерился, не замечая никого вокруг. Ведь для его карьеры даже третье место было трагедией", – говорит оператор.
Он отметил, что пленку всей команде дали с огромным запасом. Никто не считал денег и метража. "Это великие события, где нельзя экономить на увековечивании истории", – убежден Горулев.
Немало моментов не вошли в фильм. В команде съемок легкой атлетики работал один оператор, которому, видимо, не хватало опыта спортивных турниров. Он снимал предварительные забеги, где участвовали люди из самых быстрых наций. Конечно же, операторы заранее знали, откуда какой участник побежит.
"Начались предварительные забеги турнира, и вдруг один многообещающий атлет, которому прочили победу, падает… Драма, трагедия! Оператор должен срочно снимать эти неожиданные эмоции человека, у которого за доли секунды разрушилась олимпийская мечта! Но у коллеги была другая задача по съемкам, и он работал по инструкции. А ведь был шанс такого уникального кадра крупным планом: тот бегун упал совсем рядом с его камерой. Это пример того, как оператор должен менять все на ходу и ловить момент", – уверен наш герой.
Он вспоминает мистический случай, имевший место на обоих соревнованиях, которые снимал в Москве. Еще в 1979 году, когда операторы трудились на Спартакиаде, им вдруг сообщили, что умер знаменитый актер и бард Владимир Высоцкий. Все были в шоке, новость распространилась среди коллектива со скоростью света. А через пару дней выяснилось, что это просто слух. У Высоцкого случился приступ на гастролях в Бухаре, но он выжил.
"В каком ужасе мы были и как же потом радовались, что поэт жив! Когда через год во время Олимпиады появилась эта же новость, наш коллектив не поверил. Но увы, теперь смерть Высоцкого оказалось правдой. Он умер ровно через год, в ту же дату, когда нас дезинформировали. Мистика!" – рассказывает Юрий.
Поймать операторское счастье
На церемонии открытия Олимпиады Горулев снимал проход спортсменов на колесницах. Он стоял прямо напротив огромного экрана, где зрителям показывали всю историю Олимпийских Игр – как греки придумали соревнования, как ради них останавливали войны.
А на церемонии закрытия никто из команды "Мосфильма" долго не знал про Мишку, что он будет улетать. Режиссеры скрывали этот момент, и только за пару дней операторам сообщили.
"Мои коллеги снимали, как плакали зрители во время прощания с олимпийским мишкой. Я считаю, это операторское счастье – кадры, которые навсегда останутся в истории. Важно было снять лица людей крупным планом. Оператор всегда должен чувствовать, что что-то произойдет, и быть в нужном месте, а не бежать с другого конца стадиона. Молодцы те, кто оказался в тот миг рядом со зрителями и успел запечатлеть их реакцию!" – рассказывает Юрий.
Сам же он стоял на земле в точке, где заканчивалось шествие спортсменов и артистов. Он снимал портреты, как люди маршировали со знаменами, и трибуну с советскими флагами, где зрители вживую делали картинки.
"На мой взгляд, закрытие Олимпиады было самым красочным моментом. Это эмоции, слезы счастья, улыбки, связь поколений, наслаждение единством! Наши с Володей жены тоже приехали на церемонию, мы им достали билеты на стадион. Такая память на всю жизнь! Потом у них на работе весь коллектив бурлил: расспрашивали, каково это – видеть Олимпиаду вживую", – вспоминает наш герой.
После окончания съемок команда "Мосфильма" организовала банкет в общежитии. Все представители 15 республик, поучаствовавшие в таком грандиозном празднике, делились впечатлениями. Приходили в гости и москвичи. Вообще съемочный коллектив каждый день собирался, что-то отмечал.
"Помню, оператор из Орджоникидзе, осетин Хазби Кароев, говорил: "Москвичи приезжают в Осетию – они у меня в гостях. А тут я приехал в Москву, и они тоже у меня в гостях!"
Уже по возвращении домой коллеги спрашивали, уставали ли мы во время работы на Олимпиаде. Нет. Молодые ведь были, рвались в бой", – отмечает Юрий. Он навсегда запомнил те счастливые дни, которые провел в костюме и кроссовках спортивной фирмы "Адидас". Их выдали всей команде операторов, в советское время такая форма была эксклюзивом. Позже он отдал это одеяние сыну.
Сейчас Юрию Горулеву 76 лет. Он давно на пенсии, но продолжает работать, ведет самостоятельные проекты.
"В жизни каждого режиссера и оператора всегда есть несколько фильмов с особыми для него событиями, дорогими и незабываемыми. И у меня есть такие. Среди них, конечно же, в первую очередь фильм "О спорт, ты – мир!", снятый на Олимпиаде", – заключает Юрий.
Читайте также:
- Гастрономический шок: какие продукты и напитки появились на Олимпиаде-80
Нет лишнего билетика? Как заполнялись трибуны московской Олимпиады
Закулисье Олимпиады-80: деньги, инфраструктура и записка Брежнева