Театр в ловушке. Без денег, работы и добрых чувств

У людей театра в Беларуси нет своего издания, нет дома искусств — места, где можно обменяться мнениями. Мы не являемся членами Международного института театра. А коммерциализация может убить отечественные традиции. Театральный критик Татьяна Орлова — о проблемах театра.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Проблемы театрального искусства могут показаться совсем незначительными и даже затеряться в информационном потоке. Революционные перемены в этой сфере происходят редко, хотя сегодня изменилась система ценностей, жизненных приоритетов, нравственных ориентиров и целей.

Все подчинилось рыночной экономике. Материальная выгода стала одной из главных задач государственного театра, а зарплата артиста осталась до смешного ничтожной: без премий, надбавок и предельной занятости в репертуаре — 400 рублей в месяц.

"Зритель, не грусти. Мы скоро вернемся". До чего дошли актеры в изоляции

Отсюда не всегда выбор пьесы связан с ее художественной ценностью. Надо крутиться и выкручиваться. Бюджет часто не покрывает расходов на заработную плату. Артисту надо кормить семью, заниматься своей физической формой, ездить, наблюдать и хорошо выглядеть. А рубликов совсем мало.

Если что-то покосилось в обществе — перекосится и в театре. Продолжаем верить в то, что искусство сцены – важный инструмент для зрителей всех возрастов в восприятии действительности. Он — часть жизни общества.

Сейчас в условиях пандемии и простоя театр попал в ловушку: перспективы неясны, работы мало, подработки в кино и рекламе приостановлены, а отсутствие репетиций может отразиться на качестве спектаклей.

Во всеобщем плаче слышно падение профессионализма: пролетарии халтурят, земледельцы вырождаются, врачи дисквалифицируются, инженеры деградируют. Если у артиста контракт и отсутствие выговоров за плохое поведение, его нельзя уволить за бездарность или профнепригодность. Значит, талантливые будут вкалывать, а неталантливые отсиживаться и получать зарплату, как заплатку.

В результате актеры активно подались в политику, чего не было прежде. Стали восторгаться по поводу ликвидации железного занавеса, открывшего нашему искусству путь на Запад. Обнаружили, что по тематическим и технологическим открытиям Запад давно далеко ушел вперед. Осталось уезжать туда и учиться. Не захотели быть жертвой остаточного принципа.

Ни кола, ни двора

Когда-то президент Международного института театра Енг Ок Ким призывал простых людей слушать актеров, а не политиков. Это, конечно, сильное преувеличение, вызванное искренней любовью к профессии. Писал так: "Мы уверены, что к словам, высказанными актерами со сцены, необходимо прислушиваться более внимательно, чем к речам политиков и ученых-теоретиков. Мы надеемся, что таким образом у человечества появится шанс осуществить свой настоящий потенциал — переделать мир из жестокого в высоконравственный". Что тут скажешь? Идеалист, как и многие.

Сегодня, в отличие от прошлых лет, у людей театра в Беларуси нет своего печатного издания. Нет дома искусств — места, где можно обменяться мнениями, дома отдыха в Острошицком городке, своей театральной библиотеки. Все это было. И все потеряно.

Мы сегодня не являемся членами Международного института театра. Это в свое время позволяло регулярно информировать о том, что происходит на белорусской сцене театральную общественность всего мира. В ежегодных сборниках этой организации всегда была статья о белорусских театральных достижениях. Польза состояла в том, что разные страны могли приглашать наши театры на гастроли и фестивали.

Внутри страны театральные люди были более объединенными, чем сейчас, благодаря во многом активной деятельности творческого союза театральных деятелей — СТД.

К его пятидесятилетнему юбилею в 1997 году даже вышел спецвыпуск — газета "День театра". В моем архиве сохранился этот уникальный номер, где призеры "Хрустальной Павлинки" Стефания Станюта, Ростислав Янковский, Зинаида Конопелько (все народные артисты) призывали: "Боритесь за театр!" Вот некоторые цитаты из их речей.

 

Приведу и другие цитаты известных театральных деятелей из этого выпуска. Некоторых из них уже нет на свете. Другие достигли вершин в своей карьере, но мысли тогда, 23 года назад, и сегодня остаются актуальными.

 

Зеркало добра

Вернемся из прошлого к сегодняшней конкретной ситуации и увидим, что устойчивая театральная система пришла в движение. Желаний что-то изменить все больше. Возможностей намного меньше. Все уверены, что нужны новые формы, как спектаклей, так и взаимоотношений со зрителями.

У молодого поколения сложился новый механизм восприятия искусства. Он не совпадает с традиционными моделями. И часто их просто отрицает.

Между тем, большая часть публики приходит в театры за радостью и теплом, за спектаклями для души. И большая часть зрителей — женщины. Считается, что происходящее на сцене должно помогать зрителям взглянуть на себя. Великий Георгий Товстоногов, чей Санкт-Петербургский БДТ отмечает, как и наш Купаловский, свое столетие, сказал когда-то просто и верно: "Назначение театра — растревожить человеческую совесть". Растревожить как? Чтобы обрести силы жить дальше? Или растревожить, чтобы уйти с мыслью, что все плохо и ничего невозможно изменить?

Недавно прошедший в России Год театра показал, что самые громкие события, самые модные режиссеры не связаны уважением к высокой литературе. Они предлагают свои авторские высказывания, называют их собственными трактовками и всякая просвещенческая идея объявляется устаревшей, старомодной. Механизм коммерциализации подливает масла в огонь. Вот и театры Беларуси стремятся идти по такому пути. Так же, как и бездумная ориентация на Европу способна убить отечественные традиции. А они у нас есть.

Театры Беларуси не всегда работают с белорусским материалом, но имеют хорошо наработанную базу актерского и режиссерского мастерства со славянскими корнями. А это невысказанная человеческая боль, сострадание, глубинный личный контекст и расшифровка авторского подтекста. Словом, жизнь человеческого духа. Все это может быть вполне современным, новаторским, не унижающим человеческого достоинства. Мат на сцене, голые тела, квартирная ругань, базарные крики, издевательства и унижения никогда не были признаками высокого искусства. Они упорно пробиваются в сегодняшний театр, создавая у кого-то впечатление современного взгляда на жизнь.

Тенденция резко менять формы и отказываться от образцов прошлого приводит к тому, что драматурги и режиссеры стараются не выразить время и автора, а показать себя. Любым способом. Продюсеры и СМИ навязывают нам одних и тех же героев для подражания. А где большая известность, там и большие деньги. Сплошь и рядом идет убийство классики. Жонглируют великими именами Шекспира, Чехова, Достоевского, Пушкина, а показывают то, что к их литературе не имеет никакого отношения.

Выживет ли частный театр? Рассказываем, чем важна "Территория мюзикла"

Люди стали редко читать художественную литературу. При необходимости предпочитают посмотреть упрощенный пересказ в интернете. Какие уж там тонкости, нюансы, чувства добрые! В осовременивании классики таится огромная опасность. Увидев искаженного до неузнаваемости автора, поколения не будут знать великой литературы. Осовременивают исключительно броской и скандальной формой, искажая смысл.

Проще простого вспомнить поговорку насчет "народа, имеющего царя, которого он заслуживает". Только в театре все наоборот: мы получим зрителя, которого воспитали.

К сожалению, уходят признанные лидеры и знатоки культуры. Давайте почитаем их книги, приобщимся к заботам профессионалов, поучимся думать об искусстве. Объединимся и станем это полезное искусство делать.