Сорок лет назад на летних Олимпийских играх в Москве Николай Киров завоевал бронзовую медаль, уступив лишь 0,06 секунды обладателю мирового рекорда в беге на 800 метров.
Быстрый от природы
Профессионально заниматься бегом Николай Киров начал лишь в конце десятого класса. Причем тренерам пришлось даже уговаривать его перейти учиться в школу-интернат спортивного профиля (сейчас это Гомельское государственное училище олимпийского резерва).
"Так-то я выступал за свою школу из городского поселка Стрешин на соревнованиях и по легкой атлетике, и по футболу, и по другим видам спорта. Тренеры и физруки в Жлобинском районе меня хорошо знали. И в последней четверти 10-го класса даже предложили представить район на областных состязаниях, которые в Светлогорске проходили", – вспоминает спортсмен.
На подобных соревнованиях всегда присутствовали представители школ-интернатов спортивного профиля. Самородка, который обгонял ребят, тренировавшихся в секции по легкой атлетике не первый год, сразу заметили.
"Через некоторое время ко мне домой приехала тренер, не помню, как звали, и предложила перевестись в спортивную школу в Гомеле. Что это, я не знал тогда. Да и родители боялись, как бы переезд негативно не отразился на моей учебе. Однако ей удалось нас уговорить", – уточняет бегун.
Путевка в сборную
Всего после месяца тренировок белорусского паренька отобрали на товарищеский турнир между юниорскими сборными СССР и Прибалтики, который проходил в Гомеле. Там он не только выиграл забег, но и выполнил нормативы первого взрослого разряда, удивив партнеров по команде (Тогда его присваивали тем спортсменам, которые пробегали 800 метров за 1 минуту 57 секунд – Sputnik).
"Ребята меня начали поздравлять с разрядом, а я не понимаю, о чем они. Потом объяснили, что многие тренируются в секции долгие годы, но так и не могут выйти на этот результат, а я с первого раза выполнил норматив", – говорит Киров.
После этого молодого бегуна взяли в сборную юниоров БССР на встречу между белорусскими и советскими спортсменами, проходившую в Брянске. Там он опять всех удивил, заняв второе место. Спустя всего два года занятий в спортивной школе, в 1977-м, он и вовсе победил на Первых молодежных играх в Киеве.
"Тогда подошел мой тренер и сказал, что ему сообщили, мол, меня включили в кандидаты сборной Советского Союза", – вспоминает спортсмен.
В 1978 году Николай Киров выиграл чемпионат СССР и окончательно утвердился в составе сборной.
Подготовка к играм
По словам спортсмена, сборы советской дружины проходили каждый месяц в Украине, Армении и даже за пределами СССР. Тренироваться во время них приходилось сутками напролет под строгим присмотром врачей, которые брали у атлетов анализы крови три раза в день: утром, в полдень и вечером. Кормили при этом очень хорошо.
"Можно было брать сколько угодно красной рыбы, черной и красной икры. Таких продуктов у нас раньше никогда не было. В итоге наелись их так, что потом смотреть не могли. Дополнительно выдавали на весь период тренировок (обычно они длились 20 дней) шесть шоколадок, которые специально для нас готовили на фабрике", – перечисляет атлет.
Не жаловались бегуны также на спортивные и праздничные костюмы, которые им пошили к Олимпиаде-80 в Финляндии.
"Одежда была очень качественной. Светло-бежевый олимпийский пиджак до сих пор у меня сохранился, висит в шкафу. Остальное раздал знакомым, уже не влажу", – смеется олимпиец.
Олимпийская деревня
Соревнования по легкой атлетике на летних играх 1980 года проходили в Москве с 24 июля по 1 августа. Со слов Кирова, в Олимпийскую деревню он приехал где-то за четыре-пять дней до забега. Жить там оказалась очень комфортно, вот только покидать ее пределы было нельзя.
"Ты мог прийти в любое время к "шведскому столу", набрать, что хочешь, и поесть. Однако за пределы деревни ничего вынести нельзя было. Не дай бог. Даже близко не подпускали к заборам и никого не выпускали. Туда приехал – и до конца", – говорит атлет.
Однако, в принципе, спортсмены не видели особого смысла покидать деревню, на ее территории было все необходимое: магазины, в том числе и с западными брендами, спортивные площадки и даже кинотеатры.
Больше всего бегуну запомнились местные дискотеки. По его словам, в деревне работало несколько секций, каждая со своей музыкой. Проводились тематические концерты специально для греков, японцев и других иностранцев.
Приятная неожиданность
Тренеры поставили перед Николаем Кировым задачу попасть в финал забегов на 800 метров. С ней он успешно справился и не особо переживал за окончательный результат.
"Я спал спокойно, потому что попал в финал, и это уже было достижением. Там такие ребята бежали. Рекордсмены своих стран, рекордсмены мира. У них результаты намного лучше были, чем у меня", – поясняет атлет.
Сам забег спортсмен помнит сейчас смутно. По словам Кирова, на стотысячном стадионе стоял оглушительный гул, он бежал на автопилоте в общей колонне, а за 250 метров до финиша резко вырвался вперед.
"Периодически думаю, что рано начал ускоряться, нужно было это делать метров за 150 до финиша, потому как последние десятки метров бежал на грани потери сознания, ноги казались ватными. С другой стороны, никто не ожидал этого, в том числе и знаменитые британские бегуны – Оветт смог достать меня лишь метров за 50 до конца, а Себастьян Коу вообще только перед самой чертой", – рассуждает Киров.
То, что советский атлет занял третье место, он осознал, лишь когда оказался на пьедестале. Своим результатом (1 минута 46 секунд) бронзовый призер был доволен, потому как уступил обладателю мирового рекорда по бегу на 800 метров Коу всего 0,09 секунды, а Стивену Оветту – 0,6 секунды.
Исчезновение спортсмена
Московская Олимпиада стала счастливой для Николая не только потому, что он выиграл бронзовую медаль. В это время его жена, кстати, также член сборной СССР, Любовь Иванова родила дочь. Сама она из Кишинева. Там же на свет появилась и малышка.
Киров, естественно, не стал дожидаться торжественного закрытия Олимпийских игр, а сразу после награждения сказал своему тренеру, что ему нужно лететь в Кишинев.
"Билеты очень быстро достали. В этот же день я был в Молдове… Прошло несколько дней. Я там, а наших спортсменов торжественно встречают с оркестром на вокзале в Гомеле. От области нас было человек семь. Меня, естественно, недосчитались. Где я, никто не знал, там в основном гребцы одни были", – смеется спортсмен.
Через несколько месяцев пара вернулась в Гомель, где они еще в 1978 году получили квартиру. После Московской Олимпиады в семье появилась еще и первая машина – "Жигули". Ее Киров купил за призовые 2100 рублей.
Дальнейшая судьба
После летних игр спортсмен продолжил выступать за сборную. В 1982 году ему удалось завоевать серебряную медаль на чемпионате Европы в беге на 1500 метров. Уступил он лишь британцу Стиву Крэму.
Завершив спортивную карьеру, Николай Иванович стал государственным тренером Спорткомитета СССР по Гомельской области. Основной его задачей было находить талантливых атлетов для сборной Советского Союза. Однако быть функционером бронзовому призеру Олимпиады не особо нравилось.
"Начальство, далекое от спорта, приходило и начинало тебе указывать, что ты не так делаешь. Они следили больше за тем, чтобы ты вовремя на работе отмечался, а не бегал по стадионам и спортшколам в поиске талантливых ребят", – поясняет атлет.
В итоге олимпийский призер решил поменять тренерский свисток на погоны прапорщика и ушел служить в армию (В начале спортивной карьеры Киров выступал за армейский клуб СКА - Sputnik). Однако после ухода в отставку он опять вернулся в легкую атлетику – начал тренировать детей в ДЮСШ Гомеля. Здесь и продолжает работать до сих пор.
Другие тексты, а также интервью, видеоролики, инфографика проекта "Москва-80: Ретро-tube" размещены на специальной странице на 13 сайтах Sputnik, странице Sputnik на русском в YouTube, в телеграм-каналах Sputnik и в официальных аккаунтах в соцсетях.
Читайте также:
- Гастрономический шок: какие продукты и напитки появились на Олимпиаде-80
Нет лишнего билетика? Как заполнялись трибуны московской Олимпиады
Закулисье Олимпиады-80: деньги, инфраструктура и записка Брежнева