Утром 19 июля поезд "Белоруссия" с факелом олимпийского огня прибыл на Центральный вокзал Минска. Накануне с того же железнодорожного пункта, только со стороны диспетчерской станции "Дружная" вывезли десяток вагонов, заполненных неблагонадежными гражданами: ночными бабочками, наркозависимыми и другими асоциальными элементами.
Владимир Еренкевич как раз работал поваром в этом составе. Он поделился со Sputnik воспоминаниями о путешествии в самомом необычном поезде БССР.
СССР не мог ударить в грязь лицом перед Западом. Поэтому для участников соревнований и гостей в городах-хозяевах Олимпиады-80 (Москве, Киеве, Таллине, Минске и Ленинграде) ударными темпами сооружалась комфортная городская среда.
Ну а для создания образа идеального советского общества из этих городов заблаговременно вывезли всех неблагонадежных: лиц без определенного места жительства, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, фарцовщиков, мелких уголовников и проституток. К примеру, московских путан, за исключением тех, кто сотрудничал с КГБ, расселили по отдельным селам и санаториям. С Минскими поступили иначе.
Эшелон из 16 вагонов
Минск вместе с Ленинградом и Киевом выбрали для проведения отборочных и четвертьфинальных матчей олимпийского футбольного турнира. Накануне игр, по словам ветерана уголовного розыска Александра Александрова, массовых облав на неблагонадежных граждан не проводилось. Работали точечно. Убирали с глаз долой, как в то время говорили за "101 километр", не просто тех, кто состоял на учете в милиции, а был способен что-то утворить. Таковых, судя по воспоминаниям повара Валерия Еренкевича, работавшего в то время на железной дороге, набралось несколько вагонов.
"В общей сложности на путях со стороны "Дружной" стояло, если мне память не изменяет, 16 плацкартных вагонов, каждый третий из них - ресторан. К составу подвозили на милицейских машинах так называемых неблагонадежных граждан. В тех двух вагонах, на которые я готовил, все места оказались заняты девушками. Свободны были лишь боковушки, где они складывали свои вещи", - посчитал он.
Поезд поехал в сторону Борисова. Как уточнил повар, в Смолевичах к составу добавили еще два вагона, а в Жодино состав свернул на какую-то боковую ветку и остановился где-то в районе Крупок.
Тюрьма на колесах
Пассажирам запрещено было выходить из поезда. За ними внимательно следили правоохранители. В вагонах с путанами дежурили сотрудницы милиции. Также охрана стояла по периметру всего состава.
"Готовил на два вагона женщин "легкого поведения". Некоторые из них часто ошивались в минских ресторанах, где я работал до этого. Знал, чем они занимаются… Их очень расстроила такая изоляция, многие думали хорошо заработать во время Олимпиады и даже пытались бежать ночью, вылазили из окон. Не скажу, что милиционеры прямо рьяно их ловили. Нет, они просто докладывали руководству о случившемся и объясняли оставшимся, что потом беглянок найдут по месту их жительства и отправят уже не в вагон, а в тюрьму", - рассказал Еренкевич.
Ресторан находился между двумя вагонами. Кормили ночных бабочек по очереди. Вначале милиционеры заводили в зону приема пищи пассажиров из одного плацкарта, их кормили и забирали. Затем - из другого.
Добыча спиртного
Обычно жрицы любви лишь завтракали и обедали. Блюда кошеварили стандартные. Утром готовили яичницу, овсяную, перловую или гречневая кашу, могли дать творог, сыр, масло. Днем подавали куриный бульон с домашней лапшой или какие-нибудь щи со свежей капустой, салат, гречку, макароны, картофельное пюре, котлеты, шницели. Некоторые девушки заказывали бифштекс.
"Они все либо сразу платили за еду, либо должны были оплатить потом каким-то образом. Не знаю, то ли девушки низкой социальной ответственности экономили, то ли была другая причина, но вечером никто не приходил к нам ужинать. Они покупали у проводниц бутерброды, печенье "Василек", вафли, конфеты, шоколад, пирожки и различные кондитерские изделия. В разносках им приносили ленинградский и рижский кофе в пакетиках, стоимостью 15 копеек, и два кубика сахара в бумажных обертках. Кофе много не давали, не больше двух пакетиков на человека, – он дефицитом считался", - описал рацион питания повар.
Алкоголь в этом поезде, понятное дело, был под запретом. Да и вообще спиртное продавали в то время лишь в определенных поездах, например, курсирующих по маршруту "Минск-Адлер".
Однако проводники приторговывали водкой практически везде. И этот состав не стал исключением. Уж очень прибыльным этот бизнес оказался. Если в обычном магазине цена бутылки водки составляла 4,12 и 5,20 рублей, то ночные бабочки готовы были заплатить за нее по 15 и 20 рублей. Алкоголь дня них был одним из немногих развлечений. Также девушки коротали время за игрой в карты и чтением книг.
Лишь когда в Минске закончились футбольные баталии, девушек привезли обратно. Точнее их высаживали на станциях "Городище", "Степянка", "Тракторный".
Напомним, что на стадионе "Динамо" с 21-го по 27 июля 1980-го года состоялись шесть олимпийских матчей между сборными Югославии, Финляндии, Сирии, Испании, Коста-Рики, Алжира и Ирака.
Смотрите также на видео: