МИНСК, 8 июл - Sputnik. Отсутствие договоренности о компенсации за налоговый маневр, введенный в российской нефтяной сфере, стал основной проблемой в белорусско-российских отношениях, считает государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Такое мнение он высказал во время онлайн-лекции, посвященной актуальным вопросам развития Союзного государства.
Он напомнил, что введенный Россией налоговый маневр отразился на стоимости всех энергоносителей.
"Естественно, белорусская сторона поставила вопрос о том, что, поскольку вы приняли такой закон, мы несем убытки. Их можно не считать убытками, но во всяком случае тем планам на формирование бюджета, которые у нас (у белорусской стороны. – Sputnik) были, теперь не суждено сбыться", – цитирует Рапоту агентство БелТА.
По словам госсекретаря, в ответ российская сторона выдвинула условие: Москва готова пересмотреть существующие положение дел, если Беларусь и Россия определяться с дальнейшим развитием отношений.
"Были созданы рабочие группы по 31-й дорожной карте, которые по идее должны были ответить на этот вопрос. На этот вопрос окончательного ответа пока нет, а ценообразование пока остается предметом обсуждения", – пояснил госсекретарь Союзного государства.
По его словам, последствия налогового маневра стали основной проблемой, которая возникла в экономических отношениях Москвы и Минска, "и, наверное, как-то отражается и на политических", подчеркнул Рапота.
Что за налоговый маневр?
С 2019 года Россия начала реализацию налогового маневра, который подразумевает постепенное обнуление до 2024 года вывозных пошлин. Вместо них постепенно будет повышаться налог на добычу полезных ископаемых.
Ранее Беларусь покупала российскую нефть без уплаты пошлин в бюджет России. Черное золото из "Дружбы" перерабатывалось в нефтепродукты, которые Беларусь использовала как для собственных нужд, так и отправляла за границу, в том числе в Россию. Пошлины за эти нефтепродукты Беларусь оставляла в своем бюджете. Таким образом страна получала скрытую субсидию.
Потери от налогового маневра в отрасли в 2019-2024 годах официальный Минск оценивал в 10,5-11 миллиардов долларов.
Как заявлял ранее пресс-секретарь главы правительства России Олег Осипов, потери бюджета Беларуси из-за налогового маневра не относятся к обязательствам РФ перед Минском.
Посол Беларуси в России Владимир Семашко отмечал, что в рамках состоявшихся в начале декабря переговоров лидеров Беларуси и России стороны нашли подходы к решению вопроса о компенсации, он может быть решен с 1 января 2022 года.