Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать

Коронавирус внес небольшие изменения в формирование временных трудовых коллективов: некоторые ребята не смогли выйти на работу, поскольку перед началом смены стали контактами первого уровня.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В этом году из-за коронавируса думали, что не наберем детей, признается заместитель директора по учебно-методической работе Центра дополнительного образования детей и молодежи "Ветразь" Елена Гриценко. А вышло наоборот: желающих больше, чем выделенных мест. Даже сформировали резерв – на случай если кто-то откажется или не сможет приступить к работам.  

"В резерве стоят человек десять. Некоторые дети из первой смены отпали, потому что были контактами первого уровня, но они перешли к нам на вторую смену", – рассказывает Елена Ивановна.

В "Ветразе" в этом году сформировали две смены на 43 человека: 21 отработал в первую смену, еще 22 – придут на вторую. Смена – 14 рабочих дней, две с половиной календарные недели. Рабочий день длится 4 часа 36 минут, предусмотрен получасовой перерыв на обед. Кроме сокращенного рабочего дня – а это предусмотрено законодательством – в остальном все по-взрослому: договор, трудовая книжка и карточка социального страхования.

Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать

О том, насколько подростки – эффективные работники, кто и сколько им платит, а также куда дети намерены потратить свои первые деньги, Sputnik расспросил педагогов "Ветразя" и самих подростков.

... а потом родители "просыпаются"

Возможность подзаработать таким образом – при учреждениях образования – у подростков существует уже около 10 лет. Порядок организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи в свободное от учебы время определен соответствующим положением Совмина.

Деньги на оплату труда выделяются из бюджета. Работает это следующим образом: зимой педагоги опрашивают родителей и подростков на предмет того, кто хотел бы летом подработать, составляют списки, направляют в районные управления занятости, те – в региональные комитеты, в случае Минска – в комитет по труду, занятости и соцзащиты Мингорисполкома. Под поданную заявку выделяются деньги.

Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать

"Мы, изучив спрос, видим, что у нас предположительно такое количество. В этом году по предварительному изучению у нас получилось 43 рабочих места. Вот мы 43 рабочих места и заказали в комитете. За полтора месяца до начала мы повторно опрашиваем, не изменилась ли ситуация. Но всегда ближе к лету "просыпаются" родители и вспоминают, что отпуска пока нет, а ребенок нигде не привлечен, а тут есть такой вид занятости, а давайте-ка мы уточним. В таких случаях, к сожалению, приходится отказывать, потому что это уже заказанные средства", – объясняет директор "Ветразя" Валентина Румова.

По словам педагогов, этот проект изначально придумывали с упором на детей из многодетных и неполных семей, а также семей, состоящих в СОП, но спросом он пользуется у совершенно разных слоев населения. В "Ветразе" сейчас трудятся преимущественно воспитанники центра, те, кто в течение года ходят сюда же на всевозможные кружки.

Подленивались

Танцоры и полиглоты из "Ветразя" – те, что учат здесь английский – на эти две с половиной недели стали подсобными рабочими и рабочими зеленого строительства. Подметают, облагораживают клумбы, готовят забор под покраску. Больше всех повезло Юре – любителю посидеть за компьютером – он снимает и монтирует рекламные ролики для "Ветразя".

Самое сложное, признается куратор работ, педагог-организатор Татьяна Ивановна Прибушеня, было первое время, когда нужно было объяснить начинающим работникам, что такое трудовая дисциплина.

Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать

"Они очень хотели работать. Но, может, немного недопонимали, что такое рабочий день, что должна быть трудовая дисциплина, что они  должны приходить вовремя и уходить вовремя. Сейчас уже все в порядке. Вот у нас с 12:00 до 12:30 обед, так они уже в 28 минут все на старте, все понимают, что они уже должны идти работать", – рассказывает Татьяна Ивановна.

На вопрос, в чем заключалось недопонимание, педагог, поразмыслив, все-таки признается: подленивались. Но серьезных нарушений трудовой дисциплины за это время не было.

Каждое утро Татьяна Ивановна распределяет фронт работ: кто идет подметать, кто поливать, а кто полоть. Возражения, как потом уже признались нам девочки-подростки, принимались далеко не всегда – это же работа.

Немножко устали

Если честно, устала психологически, так отзывается на просьбу прокомментировать эти первые 14 рабочих дней Олеся Данько. В сентябре она идет в 9-й класс.  

При этом говорит, что задания были несложные, да и скучно тоже не было – она не все 14 дней подметала.

"Мы еще пропалывали грядки, а там были насекомые, поэтому скучно не было. Было страшно. Мои подруги тоже боятся насекомых, поэтому было не очень приятно их видеть там", – говорит Олеся.

Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать

А вот Матвей Гуц признается, что ему было не особо сложно. Все, что ему здесь поручали - и подготовку забора к покраске, и сгрести скошенную траву – он уже неоднократно делал у бабушки в деревне. Хотя мысли сбежать все-таки были.

"Конечно, бывают моменты, когда устаешь от монотонной работы, но есть же какая-то цель, к которой ты стремишься, поэтому нет – такие вопросы не побеждали здравый смысл", – смеется Матвей.

Он увлекается моделизмом, а это хобби требует денег. 

"Все время просить денег у родителей – это не совсем корректно. Появилась возможность, и я решил подзаработать", – объясняет свое решение прийти на работу в "Ветразь" Матвей.

Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать

Из-за денег сюда пришла и Маргарита. Она бывшая гимнастка. Говорит, с детства имела заработанные карманные деньги – им платили за выступление с коллективом на концертах. А потом надо было выбирать – гимнастика или учеба. Маргарита выбрала школу.

"Здесь сумма была не очень принципиальна. Нам сказали – около 250, и меня это вполне устроило. Подметать – это не страшно, это очень легкая работа", – говорит Маргарита.

Впрочем, были и те, для кого деньги были не столь важны – просто хотелось общения и не хотелось в деревню к бабушке. Компьютерщик Юра – тот самый, единственный из смены, кто получит отличную от других запись в трудовую книжку "оператор ЭВМ" – признался Sputnik, что вопрос "а сколько заплатят" он задал только в последний день смены.

Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать

"Я вообще не знал, что меня тут ждет. Хотел попробовать наемным рабочим поработать. Больше не ради денег, а ради получения опыта. Я пришел сюда, и мне понравилось. Меня не гоняли. Мне просто очень нравится монтировать. Я сам все делал. Меня даже заставлять не приходилось", – рассказывает Юрий Ивчук.

"Пока отложу" и мороженое

"Пока отложу" и "буду копить" стали самыми популярными ответами на вопрос, что подростки планируют сделать с деньгами. Заплатят им, как и обещали, около 250 рублей.

"Мы будем копить, чтобы купить потом что-то хорошее и качественное, полезное. Какую-то, может, технику для учебы – компьютер, например. Он будет очень полезен потом, когда буду поступать в институт, и даже в работе. Хотелось бы что-то покрупнее", – говорит Олеся Данько за себя и за подруг.

"В копилочку" планируют сложить свои деньги и две из трех девчонок, которые занимались переучетом в костюмерной театра танца "Чарли" в центре. Треть удивила, сказав, что планирует потратить свою зарплату на "покушать".

"Купить еду и быть счастливой, что может быть лучше? Последнее же лето. В следующем году поступать. А что поесть? Мороженого! Лето же. Что может быть лучше мороженого?" – смеется Саша.

Саша в перспективе хочет поступить в университет и отучиться на логиста. Вообще большинство из опрошенных Sputnik подростков видят себя в вузах, хотят стать кто переводчиком-лингвистом, кто – экспертом-криминалистом, кто – инженером. Только компьютерщик Юра ошарашил решением уйти после 9-го класса в училище.

Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать

"Мне бы хотелось в будущем быть предпринимателем, но не ИП, а с командой, которая делает свой продукт. Что-то цифровое, сайты, видео, какие-то мессенджеры. Вот я и двигаюсь в этом направлении. А почему училище? Хочу сменить обстановку. В школе у меня есть друзья, но людей, которые мне интересны, с которыми бы мне хотелось работать, нет. Вот я и хочу попасть в другую обстановку. А в остальном я больше самоучка. Если меня что-то интересует, я запускаю YouTube, захожу на сайты и учусь сам", – рассказывает Юра.

Работа или учеба

C мотивами подростков понятно – им нужны деньги и общение, но зачем это нанимателю, в данном случае "Ветразю"? Им действительно нужны дополнительные рабочие руки – подметать и пропалывать – или это скорее образовательно-воспитательный проект?

Верны оба утверждения, говорят в центре.

Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать

"Безусловно, мы, как учреждение образования, занимаемся в том числе и трудовым воспитанием – профориентационной деятельностью. И для нас очень важно, чтобы дети имели возможность сделать первые профессиональные пробы в присутствии мастеров. А если этот мастер еще и педагог, то это только на пользу детям. Но, с другой стороны, мы, безусловно, заинтересованы в этой временной трудовой занятости, потому что у нас есть территории, которые нуждаются в уходе, а в штатном расписании нет такой должности, как, скажем, садовник или озеленитель. Поэтому мы очень благодарны этому совместному проекту с комитетом по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, который существует уже много лет в Минске. Это очень здорово", – говорит Валентина Румова.

В июле в "Ветразе" стартует вторая трудовая смена, она будет специализированная. Подростки будут делать сувениры из соломки – тоже за деньги, хоть и не на продажу.

Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать

"Дети будут помогать нам изготавливать сувенирную продукцию. Мы не продаем ее, мы ее раздариваем. В течение учебного года у нас проходят благотворительные акции, встречи, приемы, когда к нам приезжают всевозможные делегации – в том числе иностранцы. И эти художественные изделия из соломки, сделанные детьми, получаются с какой-то особой энергетикой. Они очень эмоциональные. Поэтому для нас это тоже очень ценно", – рассказала директор центра.

По словам Валентины Николаевны, не стоит думать, что деньги – главный мотив для детей во всей этой истории. И для тех, кто подметал в первую смену, и для тех, кто будет творить во вторую. Это только первое впечатление – то, что лежит на поверхности. 

"Они подростки, они растут, взрослеют. И у каждого возраста свои особенности, разные побудительные мотивы. У подростка, кроме того, что он хочет заработать денег, еще есть потребность в общении, и здесь он ее удовлетворяет сполна. Здесь он попадает в круг единомышленников, в круг детей, своих друзей, которые с такими же причинами пришли. Так что здесь эта мотивационная история тоже взрослеет", – говорит директор центра.