Никакая это не сенсация, говорил Александр Лукашенко, комментируя итоги первого тура (который состоялся 23 июня) выборов президента Беларуси в 1994 году. Он, кандидат, которого пресса и аналитики не брали в расчет, внезапно набрал около 45% голосов избирателей.
"Происшедшее является сенсацией только для тех, кто не хотел видеть истину. А для нашей команды – это пока разочарование, потому как мы рассчитывали получить больше голосов и уже в первом туре одержать победу. Я думаю, что и для народа это никакая не сенсация. Нищему, обездоленному, ему впервые предоставилась возможность выбрать человека из своей среды. И он сказал свое слово", – говорил Лукашенко в интервью газете "Советская Белоруссия" по итогам первого тура выборов.
Председатель правительства РФ Виктор Черномырдин и кандидат в президенты Александр Лукашенко во время празднования 50-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков
© Sputnik / Александр Макаров
/ Его основной конкурент – премьер-министр Беларуси и потенциальный обладатель административного ресурса Вячеслав Кебич – смог заручиться поддержкой менее чем 18% избирателей.
Всего в первых выборах президента участвовали шесть кандидатов. Помимо Лукашенко и Кебича, на пост главы государства претендовали лидер оппозиционного Белорусского народного фронта Зенон Позняк, экс-спикер Верховного Совета социал-демократ Станислав Шушкевич, аграрий Александр Дубко и коммунист Василий Новиков.
На старте президентской гонки газеты были уверены, что Лукашенко финансирует "комсомольский" бизнес
© Sputnik / Вера Дашкевич
Ни правые, ни левые вплоть до первого первого тура не воспринимали Лукашенко всерьез. Пресса – и государственная, и независимая – либо иронизировала над Лукашенко, либо игнорировала его…
Но не заметить было невозможно. Sputnik покопался в подшивках газет, чтобы понять, с чем не самый жалуемый журналистами кандидат шел во власть и как все-таки заставил обратить на себя внимание.
"Чемоданы компромата"
То, что "у нас будет президент", стало окончательно ясно 15 марта 1994 года, когда Верховный Совет 12-го созыва принял новую Конституцию. По ней Беларусь становилась президентской республикой.
15 марта 1994 года Верховный Совет 12-го созыва принял новую Конституцию. По ней Беларусь становилась президентской республикой
© Sputnik / Вера Дашкевич
По горячим следам независимая газета "Свабода" взялась проанализировать, кто из политиков "на слуху" и может стать главой государства. Выделила четырех потенциальных претендентов: Кебича, Шушкевича, Лукашенко и Позняка.
За кандидатом Вячеславом Кебичем, как все считали, стоял мощный административный ресурс
© Sputnik / Вера Дашкевич
За Кебичем, по мнению журналистов, были чиновники и директора предприятий. У Шушкевича была поддержка нескольких партий, в том числе Белорусской социал-демократической Грамады, у Позняка – набиравший силы и симпатии национально ориентированной части общества Белорусский народный фронт.
А Станислав Шушкевич был спикером Верховного Совета, имел опыт руководства страной и встречался с мировыми лидерами
© Sputnik / Вера Дашкевич
"Лукашенко будет сложнее всех, потому что, кроме "чемоданов" сомнительного компромата, у него ничего нет", – писала "Свабода".
Про Лукашенко писали, что, кроме "чемоданов" сомнительного компромата, у него ничего нет
© Sputnik / Вера Дашкевич
В марте 1994-го Лукашенко – директор совхоза "Городец", депутат и председатель временной комиссии Верховного Совета по борьбе с коррупцией. За пару месяцев до старта президентской кампании – в декабре 1993 года – он выступил с отчетом о работе комиссии, в котором рассказал о больших и маленьких злоупотреблениях чиновников разных уровней.
Борьба с коррупцией, наравне со сдерживанием роста цен и инфляции, а также интеграция с Россией и Украиной стали основными тезисами предвыборной программы независимого от всех партий и движений депутата Лукашенко.
В это сложно поверить, но в апреле 1994 года "бацькай" газеты называли Вячеслава Кебича, а его предвыборный штаб возглавлял Михаил Мясникович
© Sputnik / Вера Дашкевич
"…Лукашенко дважды сорвал аплодисменты, сказав, что мафия в Республике Беларусь не пройдет и что "возле кормушки, имя которой – власть, все хрюкают одинаково: и красные, и белые", – писала "Свабода" в репортаже о встрече Лукашенко с избирателями в Гродно.
На той же встрече, сообщала "Свабода", кто-то из избирателей спросил у кандидата, правда ли, что в его совхозе имели место факты рукоприкладства. Постановление Шкловской прокуратуры о приостановлении уголовного дела в отношении Лукашенко, возбужденного по факту превышения полномочий, та же "Свабода" публиковала в начале выборного 1994 года.
Постановление Шкловской прокуратуры о приостановлении уголовного дела в отношении Лукашенко газета "Свабода" публиковала в начале выборного 1994 года
© Sputnik / Вера Дашкевич
"Давно там не работаю, не езжу туда и никого там не избиваю", – сказал избирателю, согласно "Свабоде", претендент на президентский пост Лукашенко.
В той поездке в Гродно Лукашенко также попросил не называть его "господином": "никогда им не был, я нищий", – и пообещал Союзу поляков, что все 330 тысяч поляков области будут ходить в польские школы, когда его выберут президентом.
"На слова "господин Лукашенко" ответил: "никогда им не был, я - нищий"
© Sputnik / Вера Дашкевич
Имидж борца с коррупцией, защитника простого народа, вышедшего из этого самого народа, позволял Лукашенко собирать симпатии даже при откровенно снисходительном отношении к нему республиканской прессы.
После оглушительных результатов первого тура у Лукашенко спросили: "Как же так?! Почему все ваши коррупционные обвинения не находят подтверждений?" Кандидат не смутился.
"Вот увидите: как только Лукашенко станет президентом, эти люди заявят, что комиссия хорошо поработала и факты подтверждаются", - говорил он тогда.
"Какой-то человек в Госдуме"
Накануне первого тура, в апреле 1994 года, газета "Советская Белоруссия" опубликовала результаты соцопроса. Социологи спрашивали, каких взглядов должен придерживаться будущий президент и должен ли он представлять какую-либо определенную политическую силу.
Большинство сказали, что хотели бы видеть президента – сторонника центристских взглядов, который будет реформировать экономику постепенно (57,7%), при этом он не должен быть представителем никаких партий. Он должен выступать от имени всего народа, посчитали более 60% респондентов.
К слову, Лукашенко на вопрос о политических предпочтениях отвечал, что он не демократ и не коммунист, а… реалист.
Лукашенко называл себя реалистом и признавался, что не знает, к какому политическому лагерю себя отнести
© Sputnik / Вера Дашкевич
У премьера Кебича в ту кампанию был железобетонный аргумент для ностальгирующих по стабильным советским временам: 12 апреля в Москве он вместе с премьером России Черномырдиным подписал Договор об объединении денежных систем России и Беларуси.
Но у Лукашенко была своя программа выстраивания тесных отношений с восточной соседкой.
"В Государственной Думе, судя по всему, открылся месячник дипломатической самодеятельности. Часть прошлого пленарного заседания коммуно-аграрии подарили какому-то человеку, который, взобравшись на трибуну, практически попросил сделать его президентом Белоруссии, а уж он за это посадит 70 белорусских демократов-рыночников за решетку", – писал "Московский комсомолец" о выступлении Александра Лукашенко 20 мая 1994-го. Отрывок статьи перепечатала белорусская "Свабода".
Если отбросить ерничанье, то Лукашенко в Москве говорил все о том же: о коррупции во власти, о бедственном положении простых людей и необходимости объединиться трем братским республикам.
"Собраться нужно обязательно и сделать это в Беловежской пуще, в Вискулях. Это будет символично. Именно там можно серьезно и откровенно обсудить политические и экономические условия интеграции", – говорил Лукашенко с трибуны Госдумы.
При этом сразу оговорился, что о воссоздании Советского Союза речь не идет. Это будет "не превращение Беларуси и Украины в какие-то губернии, а ответственный и судьбоносный шаг на пути воссоздания нормальной жизни".
В российской Госдуме кандидат Лукашенко говорил, что интеграция не должна превращать Беларусь и Украину в губернии
© Sputnik / Вера Дашкевич
Выступление Лукашенко в Думе стало тем редким событием, на которое откликнулись многие белорусские газеты.
Выступлению Лукашенко в Госдуме уделили внимание многие белорусские газеты, даже те, которые прежде его игнорировали
© Sputnik / Вера Дашкевич
Следующий раз Лукашенко смог попасть на первые полосы только через месяц. Не написать о таком было невозможно: накануне первого тура команда независимого кандидата сообщила журналистам, что по их машине стреляли.
На скорости 120 км в час…
"16 июня, в четверг, около 23 часов 30 минут за рулем почти белого, стального оттенка "Мерседеса" сидел его владелец Иван Титенков – народный депутат республики, директор совместного предприятия "Тайм-инвест". Из Витебска в Лиозно он вез Лукашенко и еще одно доверенное лицо, тоже депутата Виктора Шеймана", – восстанавливала ход событий газета "Советская Белоруссия" в статье "На белом "Мерседесе", будучи обстреляны, они поехали в баню?..".
Газета "Советская Белоруссия" поставила под сомнение факт покушения
© Sputnik / Вера Дашкевич
Автомобиль шел со скоростью 120 км в час, когда его обогнала темная иномарка и раздались выстрелы, сообщала газета со ссылкой на рассказ Титенкова. В левой задней дверце "Мерседеса" обнаружилось пулевое отверстие.
Следственный эксперимент, правда, поставил под сомнение рассказ участника событий.
"Чтобы всадить пулю в дверцу так, как она вошла туда, "налетчик" должен был стрелять над крышей иномарки, стоя во весь рост на ее подножке – при скорости обгона минимум 130-140 км в час", – писала "СБ".
На следующий день на пресс-конференции Титенков уточнил, что ехал все-таки со скоростью около 70 км в час. Но на специально созванной пресс-конференции представитель КГБ сообщил, что ситуация с обстрелом машины Лукашенко под Лиозно была инсценирована.
Спустя полторы недели после "лиозненского инцидента" состоялся первый тур президентских выборов, в котором Лукашенко набрал около 45% голосов
© Sputnik / Вера Дашкевич
Лукашенко с выводами не согласился. "Несмотря на то, что ни я, ни моя команда не обвиняли никого в организации данного инцидента и лишь констатировали факт стрельбы, меня немедленно представили чуть ли не организатором неудавшегося покушения на самого себя", – заявил он по следам лиозненского инцидента.
А спустя полторы недели состоялся первый тур президентских выборов, в котором Лукашенко получил убедительную поддержку: за него проголосовали около 45% избирателей, пришедших на участки. Кебича поддержали менее 18%.
Костюм дал Титенков
После первого тура выборов "Свабода" сравнила Лукашенко с "джинном, непредусмотрительно выпущенным из бутылки", а "Народная газета" – с Ильей Муромцем…
После первого тура выборов "Народная газета" сравнила Лукашенко с Ильей Муромцем
© Sputnik / Вера Дашкевич
Накануне второго тура народный фаворит опять попал на страницы всех газет с громкой историей. На сей раз писали о том, что "Александр Лукашенко избит милицией в Доме правительства".
Лукашенко пытался попасть в кабинет, закрепленный за временной комиссией по борьбе с коррупцией. По словам кандидата, комиссии разрешили продолжить работу. Милиционеры же утверждали, что кабинет был опечатан и депутату предлагали дождаться уполномоченных на снятие печати лиц.
"Сегодня утром я пришел на работу, однако наткнулся на плотный кордон сотрудников милиции. Такого хамского обращения я давно уже не встречал. Еще никто не брал меня за грудки. Физическому воздействию подверглись и шедшие со мной рядом профессор Капитуло и народный депутат Синицын", – рассказывал Лукашенко по горячим следам.
После инцидента в Доме правительства в газетах замелькали фотографии, где кандидат демонстрирует порванную одежду и где ему измеряют давление
© Sputnik / Вера Дашкевич
В газетах замелькали фотографии, где кандидат демонстрирует порванную одежду и где ему измеряют давление.
В МВД подтвердили потасовку, но насильственных действий – с учетом депутатской неприкосновенности – к кандидату не предпринимали, а пострадал в драке не депутат, а сотрудники милиции.
"Кандидат к доводам Целюка (на то время начальник главного управления госохраны МВД – Sputnik) не прислушался, растолкав милиционеров, открыл ключом дверь кабинета, в котором ранее работала возглавляемая им комиссия. В результате таких действий у сотрудников милиции были оторваны пуговицы, надорван погон, повреждена форменная куртка", – говорилось в сообщении пресс-службы МВД.
Страна неотрывно следила за ходом голосования
© Sputnik / Вера Дашкевич
Спустя несколько дней на прямой линии в газете "Звязда" у Лукашенко спросили, кто помогает ему с выбором одежды.
"Вы же знаете, мой костюм порвали, вот сегодня Титенков свой принес", – признался кандидат.
Отвести от пропасти
Программа кандидата Лукашенко в 1994-м называлась "Отвести народ от пропасти". Он ставил перед собой три цели.
Во-первых, остановить рост цен и обнищание населения, двигаться "от пропасти развала и социального взрыва к стабильности и прогрессу". Во-вторых, бороться с коррупцией, разгромить мафиозные структуры, правящие в государстве. И наконец, восстановить на равноправной и взаимовыгодной основе "бездарно уничтоженные связи с государствами, ранее входившими в состав СССР, прежде всего с Россией и Украиной".
Президент Беларуси Александр Лукашенко приносит присягу на заседании специальной сессии республиканского парламента
© Sputnik / Юрий Иванов
/ "Люди Беларуси! Я не обещаю вам молочных рек и кисельных берегов. Не хочу лгать. Нам всем придется расплачиваться за то, что мы долго терпели несостоятельную политику давно обанкротившегося правительства. Предстоит большая и трудная работа, которую никто, кроме нас самих, не сделает", – обращался Лукашенко к избирателям.
Вне программы он еще обещал вернуть государственную символику и потерянные вклады населения, обеспечить главное право человека – на работу.
Во втором туре за Александра Лукашенко проголосовали более 80% избирателей. За Кебича – чуть более 14%.
© Sputnik / Вера Дашкевич
"Я за такую экономику и уклад жизни, где человек мог бы всегда иметь хорошую работу, которая кормила бы его и его семью. Я за то, чтобы простой человек не зависел от самодура-начальника, а был хозяином своего дома и своего государства. Я за то, чтобы человек ни в чем не испытывал нажима со стороны власти, чтобы ему не указывали, как говорить, что петь, каким богам молиться", – формулировал свои принципы перед вторым туром кандидат Лукашенко. И просил не считать все сказанное высокими словами и пафосом.
В еще одном интервью говорил, что готов к сотрудничеству с другими кандидатами в президенты. В частности, с Позняком и Шушкевичем, которых поддержала треть избирателей: "Что это за президент, который отмахнется от миллиона человек", – говорил Лукашенко.
20 июля 1994 года Лукашенко присягнул на Конституции Беларуси
© Sputnik / Юрий Иванов
/ "Как вы сможете с таким холеричным характером сотрудничать с людьми?" – недоверчиво интересовались читатели газеты "Звязда" во время прямой линии. Лукашенко не согласился с оценкой своего характера.
"У меня характер не холеричный, очень спокойный, нормальный. Я становлюсь более чем холерик только тогда, когда заходит размова о негодяях. А вообще я за время работы руководителем ни одного человека не прогнал с работы. Всегда работал с тем, что есть. И за мной шли люди, подтягивались", – убеждал он тогда.
"А все-таки, если не сможете оправдать надежды избирателей, найдете силы уйти?" – спросила у кандидата накануне решающего тура жительница Минска. Она дала Лукашенко год.
"В течение года – нет. А если через два года у меня ничего не получится – да, уйду. Почему? Я – человек, приближенный к производству, и не даю непродуманных обещаний. Два года мне надо для того, чтобы хоть как-то стабилизироваться. А вот если через два года не будет никаких подвижек – собирай манатки и уходи", – сказал тогда кандидат.
Во втором туре, который состоялся 10 июля, за Александра Лукашенко проголосовали более 80% избирателей. За Кебича – чуть более 14%.
Читайте также:
Любимые фото Лукашенко показали по ТВ
Лукашенко вспомнил все: бешеную ностальгию, диету и любимые фото
Президент рассказал, как в его семье относятся к икре