В Баренцево море 4 мая вошли американские эсминцы Donald Cook, Porter, Roosevelt, британский фрегат Kent и быстроходное судно обеспечения. Декларируемые в заявлении 6-го (средиземноморского) флота ВМС США цели: операционное обеспечение безопасности на море и "утверждение свободы судоходства за Полярным кругом".
Командующий 6-м флотом ВМС США вице-адмирал Лиза Франчетти отметила: "В эти трудные времена как никогда важно сохранять постоянный ритм действий на европейском театре". И добавила, что эта операция имеет решающее значение для укрепления основ боеготовности в Арктике.
Между тем, американские надводные корабли оказались в Баренцевом море впервые за три десятилетия. Появление эсминцев Donald Cook, Porter и Roosevelt вблизи российских берегов за Полярным кругом тем более парадоксально, что зоной ответственности 6-го флота являются преимущественно Средиземное море, прилегающие воды Атлантики, и западное побережье Африки. Возможно, на наших глазах формируется новый – арктический – флот ВМС США (номер ему присвоят позднее).
Ранее верховный главнокомандующий НАТО в Европе и глава Европейского командования США генерал Тод Уолтерс заявил членам сенатского комитета по вооруженным силам, что Арктика остается серьезной проблемой для альянса, и США должны быть столь же сосредоточены в Арктике, как в Прибалтике и в других местах. Теперь становится понятнее, что обсуждалась проблематика не американо-канадской, а российско-норвежской Арктики.
О прибытии корабельной ударной группы 6-го флота ВМС США в Баренцево море Россию уведомили 1 мая, чтобы "избежать недопонимания, снизить риск и предотвратить непреднамеренную эскалацию". И все же подобное сообщение напоминает звонок незваных гостей с домофона в подъезде. Северный флот России ведет непосредственное наблюдение за кораблями США и Великобритании в Баренцевом море.
Обстановка в регионе
Холодный прием "средиземноморских" гостей в Баренцевом море обеспечивает ракетный крейсер "Маршал Устинов", который 5 мая вышел из главной базы Северного флота (Североморска) для отработки задач по предназначению. Экипаж выполняет артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям в ходе корабельных учений по противовоздушной обороне и ведению боя с кораблями условного противника.
Район проведения стрельб надолго закрыт для судоходства и полетов авиации. Пресс-служба Северного флота уведомила, что ракетный крейсер "Маршал Устинов" будет находиться в море несколько суток.
Экипаж отрабатывает стрельбы артиллерийские, но, если появится серьезная угроза российскому Заполярью, будут задействованы все возможности могучего ракетного крейсера проекта 1164 "Атлант".
Основное вооружение "Маршала Устинова" – 16 пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет П-500 "Базальт", способных нести ядерные боеголовки. Крылатая ракета П-500 "Базальт" (массой шесть тонн и скоростью полета свыше 3000 км/час) оснащена мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной боевой частью, способна поражать цели на дальности до 1000 километров. Полет по сложной траектории и неотразимый удар обеспечивают система телеуправления и бортовая станция радиоэлектронного противодействия средствам ПВО противника.
Неслучайно корабли этого проекта назвали "убийцами авианосцев" (аналогичные крейсера несут службу на Тихоокеанском и Черноморском флотах – "Варяг" и "Москва" соответственно).
Разумеется, в операционной зоне незримо присутствуют и многоцелевые субмарины Северного флота России – у специалистов-подводников появилась прекрасная возможность записать характерные шумы иностранных эсминцев на фоне арктической гидрологии и отработать условные торпедные (ракетные) атаки. Иначе быть не может. За американскими крылатыми ракетами Tomahawk в Баренцевом море необходимо надежно присматривать с разных позиций.
Эсминцы типа Arleigh Burke оснащены системой противоракетной обороны с универсальными пусковыми установками Mk-41, которые можно использовать для запуска зенитных и крылатых ракет. Каждый из трех вышеупомянутых эсминцев способен нести до 96 "Томагавков" в обычном и ядерном оснащении. Британский фрегат может нести до восьми противокорабельных ракет Harpoon. Общий арсенал корабельной ударной группы 6-го флота ВМС США в Баренцевом море – почти 300 крылатых ракет.
Может ли Россия не видеть в этом угрозы? Вопрос риторический.
Путь дестабилизации
В Пентагоне заявляют о соответствии арктической операции 6-го флота ВМС США международному праву. Якобы американо-британская корабельная ударная группа с управляемым ракетным оружием патрулирует акваторию Баренцева моря для обеспечения безопасности и утверждения свободы судоходства за Полярным кругом.
Однако эсминцы типа Arleigh Burke участвовали во многих военных конфликтах, наносили ракетные удары по Ираку в 1996, 1998 и 2003 годах, по Югославии в 1999-м, по Сирии – в 2017 и 2018 годах. Отдельно взятый Donald Cook не раз участвовал в военных маневрах антироссийского характера, совершал провокационные действия вблизи берегов российского Крыма весной 2014 года.
Между тем, Россия и Норвегия мирно соседствуют в Заполярье и еще десять лет назад успешно "поделили" Баренцево море. Четкие границы экономических зон двух государств сегодня и в перспективе не дают повода для споров или конфликтов. Опасность судоходству в регионе представляют разве что сплошные ледяные поля и отдельные корабельные ударные группы ВМС США.
Возможно, кому-то не нравится значительное укрепление российской обороны в Заполярье, отдельным странам хочется поучаствовать в разделе природных ресурсов Арктики без правовых на то оснований. Или у кого-то в Пентагоне остаются иллюзии, будто можно пользоваться Северным морским путем, как собственным Мексиканским заливом. Имея к тому же единственный исправный ледокол Береговой охраны.
Напомню, Севморпуть проходит преимущественно вблизи российских берегов (севернее – ледяные поля). На основании норм международного права, этот путь в территориальных и внутренних морях в исключительной экономической зоне России регулируется национальным законодательством РФ. При этом Россия готова обеспечивать поддержку всем судам, проходящим по Северному морскому пути, самому короткому между Европой и Дальним Востоком. Безусловно лишь соблюдение правил плавания, утвержденных Российским правительством.
Кстати, на протяжении многих лет десятки стран эти правила не нарушают. Вероятные попытки освоения Севморпути военно-морскими силами США и их союзников "методом уведомления" заведомо обречены на неудачу.
В Вашингтоне давно разрабатывают планы международного использования арктических морей, критикуют Россию за "милитаризацию" Заполярья. Пентагон в октябре 2019 года обнародовал Арктическую доктрину, цель которой – блокада российского Северного морского пути. Вероятное развертывание в европейском секторе Арктики на постоянной основе корабельных ударных групп ВМС США (эсминцев типа Arleigh Burke), о котором ранее сообщал информационный ресурс Военно-морского института США (U.S. Naval Institute), неизбежно приведет к региональной дестабилизации. Свое Заполярье Россия никому не отдаст.
Арктика всегда была важна для ядерного сдерживания – российские ракетные подводные крейсеры стратегического назначения невидимы для противника и неуязвимы под шапкой полярных льдов. Огромен экономический потенциал российского Заполярья и морского шельфа площадью 26 миллионов квадратных метров. Все это надежно защищает объединенное стратегическое командование в Арктической зоне – Северный флот.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции