Споттеры – это люди, которые в любую погоду готовы выехать к взлетной полосе ради фотографии редкого самолета. Будь то борт, на котором прилетел в Беларусь госсекретарь США, или лайнер с необычной ливреей.
Александр Соц – профессиональный фотограф. Он увлекается военной авиацией, свой первый истребитель сфотографировал еще в школе на пленку.
У него на рюкзаке – "ремувки", сувенирный вариант красных лент "Remove before flight" – "Снять перед полетом". На банковской карточке Александра – самолет. А в рюкзаке – приемник радиосигналов, который можно настроить так, чтобы слушать переговоры авиадиспетчеров.
С корреспондентами Sputnik Александр встречается на аэродроме Липки. В одном из ангаров самолет Cessna уже готов к фотосессии.
Кроме комплекта фототехники и светового оборудования у Александра с собой – пленочный фотоаппарат "Киев". Эта камера видела еще Брежнева, причем буквально – мама Александра в свое время сделала снимок генсека. А потом на "Киев" была была сделана первая фотография истребителя, с которой и началась любовь Александра к авиации с последующими рассказами о "реве двигателей и запахе керосина".
Но тем, кто вообще не понимает, что это за увлечение такое – споттинг, Александр объясняет менее поэтично. Просто сравнивает споттинг с рыбалкой и охотой.
"Как некоторые ездят на рыбалку на несколько дней, так же и мы, фотографируя новый самолет, получаем новый трофей. Снял – а потом скорее домой, за компьютер, чтобы посмотреть, обработать эту фотографию", – рассказывает споттер.
Споттеры часто выезжают на фотосессии компаниями. Причем если для Александра фотография – это еще и работа, то многих ни с самолетами, ни с фото ничего прежде не связывало. Среди споттеров есть даже врачи.
Какие-то споттинг-сессии проходят спокойно, и споттеры тогда ностальгически рассказывают о том, как одновременно снимали самолеты и жарили шашлыки. А к каким-то нужно подготовиться. Каждый из них всегда знает, какой будет погода и направление ветра, имеет при себе достаточный запас провизии и, желательно, медицинскую аптечку.
"Бывает, можно поцарапаться, потому что идешь через лес, какие-то заросли, животных диких много. Я часто встречался с дикими животными", – рассказывает Александр и перечисляет – с волками, лосями. По пути к Национальному аэропорту Минск кого только не встретишь.
Некоторые аэропорты буквально воюют за отчаянных любителей авиации. В Вильнюсе для них сделали отдельную площадку, а в некоторых аэропортах в заборе есть специальное отверстие для объектива фотоаппарата.
В Минске споттеры сами создают себе комфортные условия для съемки. А съемку у Национального аэропорта в шутку зовут "подзаборингом" – за самолетами приходится буквально подглядывать. Когда несколько лет назад ураган повалил деревья у аэропорта, споттеры соорудили у забора "горочку" – помост, с которого было удобнее снимать лайнеры.
"В декабре была снесена бульдозером наша горочка любимая, но мы не знаем, кто это сделал", – рассказывает Александр.
Зато службы аэропорта всегда приветствуют споттеров. Водители машин, которые тестируют полосу, включают сирену.
Александр, фотографируя в ангаре в "Липках" самолет Cessna, попутно рассказывает и про других "постояльцев" ангара, все знает по именам. Споттеры вообще уверены, что в случае необходимости они смогли бы даже посадить самолет.
Смотрите на видео, как выглядит фотосессия для самолета.