Эксперт о встрече Румаса и Мишустина: РФ вряд ли уступит в цене на нефть

Комментарий о ходе переговоров Минска и Москвы по поводу поставок нефти в республику дал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Sputnik, Мария Науменко. Россия вряд ли пойдет на существенные уступки по цене на нефть для Беларуси даже после масштабных колебаний на мировом энергетическом рынке.

Румас: падение цен на нефть – это новые возможности в переговорах с Россией

Такого мнения придерживается ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, российские нефтяные компании и госбюджет и так несут потери из-за падения цены на нефть.

Напомним, 9 марта цена на марку Brent доходила до минимальных значений в $32.29 за баррель (при максимальном значении в $50.18 6 марта). Цена на сорт WTI доходила до минимума в $27.67 за баррель 9 марта (с $41.44 7 марта).

В среду на переговорах в Москве премьер Беларуси Сергей Румас представил своему российскому коллеге Михаилу Мишустину новые предложения для нефтяных компаний в связи со снижением цен на сырье. По мнению Румаса, "на первый взгляд" предложения не были отвергнуты российской стороной. В течение нескольких дней Москва должна провести консультации с представителями нефтяных компаний и дать ответ Минску.

Переговорные позиции

"Каких-то существенных уступок от России Беларусь получить вряд ли сможет, наоборот, позиция Москвы может ужесточиться, потому что сейчас еще сложнее будет добиться субсидирования со стороны российского бюджета, который при нынешних ценах на нефть становится дефицитным. Компаниям также нет смысла давать дополнительные скидки, так как и они начинают меньше денег получать ", – подчеркнул Юшков в разговоре с корреспондентом Sputnik Беларусь.

"Сафмар" в марте может поставить в Беларусь 400 тысяч тонн нефти

По словам эксперта, зато нынешние реалии могут изменить переговорную позицию Минска.

"Цены на нефтепродукты тоже падают, а это экспортные товары для Беларуси, которая получает все меньше и меньше денег. Сейчас Минск импортируют примерно по 200-300 тысяч тонн нефти в месяц вместо полутора миллиона, соответственно, он стал мало экспортировать нефтепродуктов; прибыль недополучают, а тут еще и цены упали", – отмечает Юшков.

По его мнению, теперь российские компании попробуют компенсировать потери от падения цен на нефть продажами нефтепродуктов. Так на них цены упали в меньшей степени, чем на сырье.

"Для российских компаний выгодно, чтобы Беларусь не возвращалась на европейский рынок нефтепродуктов и у России там не было дополнительного конкурента. Поэтому мне кажется, что нынешнее снижение цен на мировом рынке, скорее всего, подтолкнет Беларусь, а не Россию, к более прагматичной позиции, к подписанию контракта по поставкам российской нефти", – заключил Юшков.

В поисках альтернативы

Беларусь и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти. В условиях реализации в России налогового маневра республика отказывается платить поставщикам премию в 10 долларов, даже несмотря на готовность российской стороны снизить ее размер до шести долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне 1 января были приостановлены поставки сырья в республику.

Маршрут транспортировки азербайджанской нефти в Беларусь

В качестве временной меры Беларусь закупила 750 тысяч тонн у компаний российского бизнесмена Михаила Гуцериева, которые согласились работать без премии. Одновременно, как заявляет правительство, ведутся переговоры с альтернативными поставщиками нефти.

В январе республика также договорилась о покупке 80 тысяч тонн норвежской нефти для "Нафтана" – марка Johan Sverdrup максимально близка по характеристикам к Urals. Поставка осуществляется через порт Клайпеды, который в год может пропустить лишь 3,6 миллиона тонн.

Кроме того, за перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь переплачивает около 20 долларов за тонну. На нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в Новополоцке норвежское сырье доставлялось по железной дороге. Поставки всего объема нефти заняли две недели.

Позже, также через Клайпеду, Беларусь закупила несколько танкеров российской нефти, приобретенной без премии.

Для загрузки одного "Нафтана" требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, то есть порядка 25 тысяч тонн ежедневно. Мозырский НПЗ перерабатывает около десяти миллионов тонн в год. Большая часть продукции "нефтехима" идет на экспорт в виде светлых нефтепродуктов, в первую очередь, это автомобильное топлива. По данным на вторую половину февраля, НПЗ республики работали лишь на 50% мощности.