МИНСК, 11 мар - Sputnik. Эксперты в области журналистики провели мастер-классы для представителей белорусских региональных СМИ в МПЦ Sputnik Беларусь в Минске в рамках очередного модуля просветительского проекта SputnikPro. Вместе с участниками мероприятия они обсудили проблемы региональных журналистов и попытались найти пути их решения.
Медиасоциология на службе у СМИ
Председатель правления ОО "Белорусский союз журналистов" Андрей Кривошеев отметил, что очередной модуль просветительского проекта SputnikPro постарались сделать как можно более практичным и полезным для представителей региональных СМИ.
"Мы пытались совместить практически не совмещаемое: и теоретический блок, и опыт крупнейших редакций, Sputnik Беларусь, Кыргызстана и Армении", – отметил он во вступительном слове.
Также организаторы попросили лучшие редакции с точки зрения цифровизации рассказать, как они используют сетевые и мультимедийные технологии. "Им как-то удалось убедить своих учредителей – а это исполкомы – вложиться в цифровизацию, выстроить хорошую коммуникацию, сильно не наезжать, что очень часто SMM-специалисты, медийные специалисты прячутся под классическими ставками редакторов, обозревателей, за нашими традиционными журналистскими штатными единицами", – пояснил глава БСЖ.
Белорусский союз журналистов сейчас активно работает над тем, чтобы на его базе появилась своя отдельная медиасоциология, которая пригодится в том числе и региональной прессе.
"У нас есть наработки, у нас есть люди, которые будут этим заниматься, у нас есть база в рамках БГУ, факультета философии и социальных наук и факультета журналистики. Я думаю, что в течение года мы такую медиасоциологию продвинем, запустим ее на регулярной основе. Предлагаем вам пользоваться ими", – обратился Кривошеев к участникам проекта.
Проблемы центральных и региональных СМИ во многом схожи
В свою очередь, руководитель информационного агентства и радио Sputnik Беларусь Андрей Качура отметил, что проблемы региональных и центральных СМИ не сильно отличаются.
"Мы все плывем в одной лодке, мы каждый день сталкиваемся с одними и теми же проблемами. Просто у вас проблемы специфические, потому что у вас специфические издания. У нас есть своя специфика, свой опыт, накопленный за пять лет существования Sputnik Беларусь. Мы никогда ни от кого этот опыт не закрываем, с удовольствием им делимся. Очень радостно, когда мы видим, что он применяется и учитывается", – сказал он.
Качура также отметил важность медиаисследований. Он рассказал, что с первого дня работы Sputnik Беларусь предлагал вести измерение аудитории. Это позволит отследить, кого читают, а кого – нет, и сделать выводы об эффективности работы. "У нас сейчас не так остро стоит вопрос с рейтингами, но чем дальше мы будем продвигаться по пути монетизации белорусского пресс-сообщества, чем дальше мы будем погружаться в так называемую "цифру", тем важнее будут эти цифры", – убежден спикер.
Он подчеркнул, что и в регионах есть темы, за которые центральные издания готовы "руку отрезать и отдать".
"Мы не можем сказать, когда и на какой регион упадет наш интерес. Мы себя тоже в каком-то смысле рассматриваем как региональное издание, поэтому на себя многие сценарии примеряем и пытаемся понять, как нам во всем этом выживать", – признался глава Sputnik Беларусь.
Он призвал представителей региональных СМИ как можно больше использовать новые возможности, которые дает интернет: активно развивать сайт, подстраивать его под мобильные устройства, использовать соцсети и мессенджеры.
"На сегодняшний день мы пришли к тому, что 40% и более контента потребляется с мобильных устройств. И когда мы свою работу начинаем строить, мы уже представляем, что нас читают, в основном, не дома, не сидя за компьютером, а где-то в дороге, где-то с экрана обычного смартфона. Даже верстка, которую мы сейчас начинаем применять на сайте, должна быть адаптивной", – заявил Андрей Качура.
Он подчеркнул, что когда появятся электронные носители нового формата, СМИ также нужно будет это учесть и перестроиться, чтобы быть успешными.
Новые медиа для развития СМИ
Заместитель гендиректора по развитию агентства "Минск-Новости" Дмитрий Партон рассказал, как агентству "Минск-Новости" буквально за год удалось выйти на новый уровень, учитывая, что это региональное СМИ. Он отметил, что этому способствовало активное развитие сайта, социальных сетей, мессенджеров и мультимедиа. Сегодня сайт агентства конкурирует с республиканскими СМИ.
"Сейчас самое главное, что на вашем портале человек может увидеть, услышать и прочитать. Это и обязывает ко многому. В газету нужно писать одним образом, в интернет – другим, на радио подавать третьим. Боже упаси это делать одинаково!" – предостерег коллег спикер.
Он пояснил, что одинаковые материалы в газете, на сайте и в соцсетях нельзя подавать в одинаковом виде. Заголовок, лид и подача должны отличаться.
"Социальные сети сегодня для многих являются основным источником информации. Но они предлагают читателям то, что они хотят, а не то, что объективно. Это мыльный пузырь, но это и большая коммуникативная среда. Социальные сети могут быть хорошей возможностью для развития ваших медиа не только с целью перехода на ваш сайт, а с целью создания самостоятельного СМИ. Там можно быть свободнее", – подчеркнул Партон.
Сегодня развиваются и новейшие СМИ – мессенджеры. "Хотя многие говорят, что это может быть только на год-два-три. Но вот сегодня Telegram-каналы, конечно, важный источник распространения информации", – отметил представитель агентства "Минск-Новости".
Он констатировал, что при этом белорусское законодательство пока не позволяет редакциям региональных СМИ иметь в штате специально обученных людей, которые могут заниматься только развитием соцсетей и мессенджеров. Эту функцию берут на себя журналисты.
Контент – на первом месте
Преподаватель кафедры журналистики БГУ Александр Градюшко провел для участников проекта SputnikPro мастер-класс "WEB-журналистика на пальцах".
"Все-таки на первом месте в региональных СМИ – газета. Сайт и соцсети на региональном уровне занимают вторые позиции, хотя, судя по опыту других стран, ситуация скоро поменяется", – поделился наблюдениями он.
Спикер подчеркнул, что региональному СМИ важно построить вокруг себя сообщество, сформировать лояльную аудиторию и встроиться в современную цифровую среду. "Самое важное – это контент. Многие газеты еще не избавились от советской эпохи, от советских публикаций. Если мы пишем, что прошли скучные мероприятия, даем банальные советы от МЧС, врачей, освещаем сельхозработы и официоз – это не будет читаться", – объяснил преподаватель.
Градюшко напомнил, что интернет – это открытая среда и что зачастую региональным СМИ сегодня приходится конкурировать с местными пабликами, у которых есть интересный контент. "Это истории о людях, фотопроекты, происшествия, конфликты, социалка. Самое важное – это обратная связь, комментарии", – перечислил он.
Спикер отметил, что зачастую региональным СМИ идеологи диктуют, что писать. А какие-то проблемы, беспокоящие читателей, уходят на второй план. "Без качественного контента мы никогда не добьемся успеха в сети", – резюмировал Александр Градюшко.
Успех региональных СМИ
Своим успешным опытом развития региональных СМИ поделилась заведующий отделом радио Zefir FM Алена Родовская.
"Наш медиахолдинг появился 2,5 года назад. Мы столкнулись с тем, с чем сталкиваются абсолютно все региональные издания – это отсутствие бюджета. Но при этом знаете, что нас всех объединяет? Талантливые журналисты", – заявила она.
Она рассказала, что на каждой площадке холдинга существуют отдельные социальные медиа – свои каналы в Instagram, на Facebook. В медиахолдинге решили проблему их ведения, взяв на работу внештатным специалистом ученика старшего класса школы. "Для нас социальные медиа – это способ коммуникации с нашим читателем", – отметила Родовская.
Эксперт пояснила, каким образом журналистам удается найти баланс между идеологией и интересами читателей. "На сегодняшний момент работа выстроена таким образом, что очень важно развернуть отношение идеологов к вам как к людям, которым они доверяют. Когда они будут доверять вам, они будут разрешать вам делать любой сумасшедший проект. Мы отражаем точку зрения исполкома и государства, в котором мы живем, – мы от этого никуда не денемся. А вот упаковать это красиво – наша задача", – подчеркнула она.
Главный редактор газеты "Ляхавіцкі веснік" Маргарита Кухта также рассказала, каким образом удалось достичь успеха ее редакции.
"Сегодня мы представлены в таких социальных сетях, как "Вконтакте" и "Одноклассники", у нас есть официальный сайт, свой Telegram-канал, сообщество в Viber и аккаунт в Instagram. Мы связали первоначально газету и сайт с помощью QR-кодов. Была инструкция, как пользоваться QR-кодами. И в редакцию звонили бабушки и дедушки, у которых есть смартфоны, и говорили, как классно это работает", – поделилась лайфхаком девушка.
В редакции сделали вывод, что это привлекает аудиторию, и при публикации важных материалов продолжают использовать эту технологию. "Еще одна фишка – размещение в газете под статьями значка фотоаппарата и видеокамеры. Если есть значок фотоаппарата, это значит, что еще больше фото есть на сайте. Если есть значок видеокамеры, по этой теме на сайте есть еще и видеосюжет", – объяснила принцип действия она.
Редакция газеты тесно сотрудничает с местными органами власти, со всеми организациями и структурами. "Они первыми дают нам информацию. И уже все остальные ресурсы копируют эту информацию у нас с нашими ссылками", – рассказала Кухта.
Кроме того, в редакции работает свой блогер – девушка с ограниченными возможностями. Она ведет отдельный проект как внештатный корреспондент. "Самое главное – ее новости комментируют. И получается, что мы работаем с людьми с ограниченными возможностями и при этом показываем, что на самом деле их возможности не ограничены", – с улыбкой отметила главный редактор.
У газеты налажена обратная связь с читателями. Они присылают фото, комментарии. "У нас это работает", – констатировала она.
Опыт других стран
В рамках просветительского проекта SputnikPro прошло сразу несколько видеомостов. В ходе видеомоста Минск – Москва – Ереван – Кишинев участники мастер-класса имели возможность задать вопросы председателю правления Евразийского банка развития Андрею Бельянинову и после его завершения обсудить, каким образом можно подать информацию об этом событии у себя в СМИ. Пример того, какие заявления главы ЕАБР можно использовать для создания интересного контента, привели Андрей Кривошеев и пресс-секретарь Sputnik Беларусь Павел Тухто.
Видеомост с Бишкеком позволил участникам SputnikPro узнать, чем отличается работа региональных СМИ Кыргызстана и Беларуси. Руководитель Sputnik Кыргызстан Елена Череменина рассказал о том, какая реформа в отношении региональной прессы проводится в их стране, и пояснила, как журналисты приспосабливаются к работе в новых условиях.
Общение с председателем комитета по делам печати и массовых коммуникаций Северной Осетии – Алании Юрием Фидаровым и руководителем управления республики по информационным технологиям и связи Аланом Салбиевым пролило свет на то, как там обстоят дела с региональными СМИ. Выяснилось, что сейчас в этом регионе уделяется очень много внимания цифровизации журналистики в целом. Осетинские участники семинара отметили, что сегодня цифровизация региональных СМИ является одним из ключевых факторов туристической привлекательности и развития региона. При этом компетенции руководителей и журналистов в сфере сетевых платформ и продвижения национального контента включаются в комплексную оценку эффективности их работы. В Северной Осетии есть и свое ноу-хау в этой области - уникальные методики оценки компетенции. Ими Владикавказ готов поделится и с белорусскими коллегами.
Еще один видеомост с Ереваном дал представителям белорусских региональных СМИ понимание того, как развиваются подобные издания в Армении. Заместитель председателя союза журналистов Армении, продюсер пресс-центра Sputnik Армения Вардан Алоян рассказал, что в данный момент региональная пресса находится не в самом лучшем состоянии. Он отметил, что большинство журналистов в редакциях таких СМИ – люди старшего возраста, которые не всегда успевают идти в ногу с развитием технологий.
О просветительском проекте SputnikPro
SputnikPro – это серия уникальных мастер-классов от лучших российских медиаменеджеров и ведущих специалистов с колоссальным опытом работы в СМИ, единственная российская программа такого масштаба.
Проект SputnikPro прошел уже в 13 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. С марта 2018 года в нем приняли участие более 2000 журналистов и медиаменеджеров, PR-специалистов и сотрудников пресс-служб, блогеров и студентов профильных направлений. В Минске проект прошел уже в девятнадцатый раз.