Около 100 работ - во всех смыслах фантастических - будут экспонироваться до середины апреля в Национальном художественном музее. В Минске впервые открылась выставка Лазаря Хидекеля, одного из адептов супрематизма, архитектора, который проектировал города будущего, ученика Марка Шагала и Казимира Малевича.
Фантастика, прежде всего, в том, что свои космические и экологические города он придумывал 100 лет назад, сидя в самом обычном провинциальном городке. Правда, ему очень повезло с окружением. Витебск 1919-20-х годов - это художественная школа Марка Шагала и объединение Утвердителей нового искусства (УНОВИС) Казимира Малевича.
"Человек жил в провинциальном городе, в котором это невозможно было нигде подсмотреть. И в целом в мире на тот момент невозможно было подсмотреть подобную архитектуру, невозможно было подсмотреть такое искусство, которое изначально придумал Малевич", - рассказала основатель Центра белорусско-еврейского культурного наследия Майя Кацнельсон. Именно благодаря ей во многом стало возможным то, что работы "уновисовца" Хидекеля приехали в Минск.
Хидекель, как и Шагал, уроженец Витебска. А еще это один из первых в мире супрематических архитекторов. Супрематизм, который представлял собой комбинации разноцветных плоскостей простых геометрических форм, придумал Малевич и активно развивал в Витебске вместе со своими единомышленниками в УНОВИС. Они считали, что через такие решения художник становится ближе к "чистому творчеству", а творческая сила человека - самой природе.
Придуманный в Витебске супрематизм потом стал базой для мировых трендов в архитектуре и дизайне. Но до последнего времени о значимости УНОВИС и его талантливых участников говорили только знающие искусствоведы. Это неправильно, посчитали в Минске и устроили выставку.
Шагал или Малевич
Лазарь Хидекель - потомственный архитектор, его отец также проектировал дома. В 14 лет - в нарушение правил - в свою Народную художественную школу его взял Марк Шагал.
"Шагал, когда в 1973 году приезжал в Питер, встречался с отцом. Они вспоминали Витебск, но при этом боялись ехать туда - в Витебск, который был полностью разрушен, в совершенно новый город. То, в чем они жили, абсолютно не сохранилось. А они были старые люди и боялись, что сердце не выдержит", - рассказал сын Лазаря Хидекеля Марк, тоже архитектор.
Он был на той встрече Шагала с отцом в 1973-м. Говорит, разговаривали в одной из ленинградских гостиниц, ощущая рядом присутствие людей в штатском. Потому ярких воспоминаний о том разговоре сохранилось немного.
"Что было интересно, что Шагал, когда увидел отца, сказал: "Лазарь, ты был таким талантливым художником, почему ты стал архитектором". А потом добавил: "Лазарь, я тебе так благодарен, ты всегда меня защищал от этого бандита Малевича". Это было потрясающе, когда два человека с такими горящими глазами смотрели друг на друга", - вспомнил Марк.
При этом Малевича, по его словам, Лазарь Хидекель уважал, воспринимал чуть ли не как Мессию. Никогда не называл по фамилии, исключительно Казимир Северьянович.
"Он же помогал ему делать архитектоны, пытался его спасти, представив своему учителю Никольскому - это был известный профессор, который обладал в Ленинграде большим влиянием. Отец представил ему Малевича, и они пытались сделать так, чтобы Малевич читал лекции в Институте гражданских инженеров. И что было удивительно: в Витебске Малевича 15-16-летние подростки понимали и любили, а вот эти студенты, как их называли, белоподкладочники, в Питере его не понимали. Малевич прочел три лекции, и они стали возмущаться: что это нам рассказывают?! И Малевичу не удалось закрепиться в институте..." - рассказывает сын Лазаря Хидекеля.
На открытие минской выставки Хидекеля приехала и Ивона Малевич, внучатая племянница художника. Призналась, что ей немного обидно, что ее именитого родственника ассоциируют только с "Черным квадратом", и напомнила, что вообще-то идея космических домов - архитектонов - принадлежит Казимиру Малевичу.
"Извините, что я это скажу, но мастер - это Малевич. Свою архитектуру и архитектоны он начал делать в Витебске. Когда Хидекель пришел к Малевичу, ему было 14 лет - это был, по сути, мальчик... А УНОВИС - это была не только революция в искусстве, это была революция и в архитектуре. Вся будущая архитектура ХХ века началась в Витебске, где Малевич начал делать свои архитектоны - дома для людей, которые будут в будущем жить в космосе. Посмотрите, они же выглядят как современные космические станции, которые сейчас есть в космосе", - говорит Ивона Малевич.
Sputnik поинтересовался у Ивоны, когда белорусская публика сможет открыть для себя и другого Малевича. Она пожала плечами, сказала, что не знает ответа на этот вопрос.
Но так или иначе, именно Хидекель возглавлял в УНОВИС архитектурную студию, даже успел реализовать несколько супрематических проектов, а некоторые его идеи только сейчас находят воплощение.
Такое ощущение, что МКС
Проекты жилища в космосе Хидекель рисовал в начале 1920-х - за 40 лет до полета Гагарина. А еще у него был проект аэрогорода, города на опорах и множество других, как он сам их определял, футуристических городов.
"Очень сложно сказать, что их вдохновило - наверное, они стали некими провидцами, таким сгустком гениальной энергии, который в тот момент оказался именно в Витебске", - рассуждает основатель Центра белорусско-еврейского культурного наследия Майя Кацнельсон.
Современные проекты выросли, в том числе, из супрематизма, предпочитающего простые формы и минимализм, напоминает сын Лазаря Хидекеля Марк и признается, что сейчас вместе с сыном разрабатывает несколько проектов с оглядкой на футуристические идеи отца.
"Мы сейчас с моим сыном работаем над Bridge-city - так называемый город-мост, который должен защитить Нью-Йорк от наводнений. То есть это будут приподнятые на колоннах структуры, которые в случае чрезвычайных ситуаций позволяют противостоять стихии и защитить людей", - рассказывает Марк Хидекель, по сути, описывая "город на опорах" отца.
Причем на выставке можно будет виртуально побродить по такому городу на опорах - организаторы предусмотрели такую возможность. Чтобы посетители смогли воочию прочувствовать актуальность в ХХI веке идей, придуманных в начале ХХ.
Несколько своих супрематических проектов Лазарю Хидекелю удалось реализовать в 1930-е, пока это было возможно. В том числе соцгородок с продуманной до мелочей инфраструктурой. Марк Хидекель напоминает, что его отец всегда считал архитектуру самой гуманной профессией, призванной думать, прежде всего, о человеке и его комфортной жизни.
"Мне кажется, что супрематизм бесконечно важен сегодня, потому что мир фрагментирован. Вы, наверное, чувствуете это здесь. Мы особенно это чувствуем на западе, когда вообще не осталось единства ни в чем: ни в политике, ни в профессиональной политике, ни в отношении к экологии и архитектуре, к чему бы то ни было. Мир чрезвычайно фрагментирован. И маленькие осколки этого мира очень враждебно относятся друг к другу. А супрематизм - это универсальная система, философия универсального мира, понимание, что мы единый мир и что мы связаны с природой. Такой взгляд необходим. Вот раньше говорили, что красота спасет мир, а мне кажется, что супрематизм спасет мир", - призналась на открытии выставки невестка Лазаря Хидекеля искусствовед Регина Хидекель.
Нам это надо?!
Визуальным символом выставки выбрали пересекающие линии - супрематистскую решетку Хидекеля, внешне очень напоминающую значок хэштега. В Беларуси, которая декларирует себя как IT-страна, сложно было пройти мимо такого образа.
Марк Хидекель признался, что остался впечатлен подходом белорусских специалистов к формированию экспозиции. Когда работы его отца выставлялись в Париже в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду, ему пришлось достаточно долго объяснять местным специалистам, как лучше представить работы. В Минске все было по-другому.
"Как сгруппированы работы, как они развешены, как организовано пространство - это сделано на высоком профессиональном уровне. Поэтому хочу поблагодарить хозяев, что они смогли эту достаточно сложную, порой непонятную массу работ правильно разместить и позволить публике правильно понимать это. Это очень важный момент. Как говорил мой отец, Казимир Северьянович (Малевич - Sputnik) порадовался бы этому", - заметил Марк Хидекель на открытии выставки в Национальном художественном музее.
Привезенные в Минск работы - это собственность семьи, уникальный архив, который Хидекель сумел сохранить. Этот архив пережил жуткое наводнение в Ленинграде, сталинские чистки, войну и блокаду и до последнего времени слабый общественный интерес к истории УНОВИС на родине.
"Хотел был процитировать Ивону Малевич о том, что УНОВИС - это национальное достояние нашей страны и это национальное достояние мировой культуры. Самое главное, чтобы мы сами поняли, насколько нам самим это нужно. Пока мы этого не поймем, это все останется какой-то не очень понятной историей. Тема авангарда, тема авангарда 20-х годов, которая получает новые и новые витки развития, в том числе при поддержке молодых художников, должна быть национальной идеей нашей страны", - заметил директор Музея истории Витебского народного художественного училища (ВНХУ) Андрей Духовников.
Увидеть работы первого супрематического архитектора, уроженца Витебска и большого провидца, на выставке "Нас поймут через 100 лет. Лазарь Хидекель" можно до 15 апреля.