Крутой: у Беларуси нет контрактов на поставку нефти из США

О готовности обеспечить Беларусь энергоресурсами на 100% шла речь в ходе визита в Минск главы Госдепартамента США Майка Помпео в начале февраля.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

МИНСК, 12 фев – Sputnik. У Беларуси нет контрактов на поставки нефти из Соединенных Штатов Америки, заявил журналистам в среду первый заместитель премьер-министра Дмитрий Крутой.

Посол РФ: оптимальное решение по цене на нефть для Беларуси будет найдено

"Никаких контрактов с американцами нет", – цитирует Крутого БелТА.

О возможности таких поставок шла речь на встрече президента Беларуси Александра Лукашенко с главой Госдепартамента США Майком Помпео в начале февраля в Минске. "Наши производители энергоресурсов готовы обеспечить вас на 100% по конкурентным ценам", – сказал Помпео в ходе встречи. При этом он напомнил, что Штаты являются самым крупным производителем энергоресурсов в мире, "и все, что нужно, это обратиться к нам". 

Президент Беларуси Александр Лукашенко поставил перед правительством задачу обеспечить поставки нефти в республику из альтернативных источников в январе – в связи с отсутствием договоренности о поставках российской нефти. Официальный Минск уже закупил партию черного золота у Норвегии, идут переговоры по данному вопросу с Казахстаном.

Нефтяной вопрос

Беларусь и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 10 долларов, даже несмотря на готовность российской стороны снизить ее размер до шести долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне 1 января были приостановлены поставки сырья в республику.

"Сафмар" планирует поставить в Беларусь в феврале 450 тысяч тонн нефти

В качестве временной меры Беларусь закупила 750 тысяч тонн у компаний российского бизнесмена Михаила Гуцериева, которые согласились работать без премии. Одновременно, как заявляет правительство, ведутся переговоры с альтернативными поставщиками нефти.

В январе республика также договорилась о покупке 80 тысяч тонн норвежской нефти для "Нафтана" – марка Johan Sverdrup максимально близка по характеристикам к Urals. Поставка осуществляется через порт Клайпеды, который в год может пропустить лишь 3,6 миллиона тонн.

Кроме того, за перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь переплачивает около 20 долларов за тонну. На НПЗ в Новополоцке норвежское сырье доставляется по железной дороге. Поставки всего объема нефти займут две недели.

Для загрузки одного "Нафтана" требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, то есть порядка 25 тысяч тонн ежедневно. Мозырский НПЗ перерабатывает около десяти миллионов тонн в год. Большая часть продукции "нефтехима" идет на экспорт в виде светлых нефтепродуктов, в первую очередь автомобильного топлива.

Без альтернативы?

Беларусь уже искала альтернативные источники нефти в предыдущие годы. Так, у Венесуэлы республика закупала марку Santa Barbara в начале 2010-х. Однако чрезвычайно дорогая логистика вынудили прибегнуть к своп-схеме с Азербайджаном. Всего республика закупила у Венесуэлы за три года около 3,4 миллиона тонн. Интересно, что средняя цена за тонну российского сырья для Беларуси в 2010 году была 434 доллара, венесуэльского – 647 долларов.

Эксперт из РФ считает, что Казахстан не хочет поставлять нефть в Беларусь

Чуть менее миллиона тонн Беларусь закупила у Азербайджана в 2011-м – по цене в 838 долларов за тонну. Для сравнения: российская нефть тогда же стоила около 430 долларов за тонну. В 2016-м Беларусь вновь обратилась к Азербайджану, однако закупала нефть также в небольших объемах: 560 тысяч тонн. В 2017-м республика закупила 1,4 миллиона тонн нефти у Ирана.

Покрыть потребности Беларуси в нефти не могут ни Азербайджан, ни Казахстан, ни другие страны-партнеры. Кроме того, ее все равно придется "разбавлять" российской, ведь белорусские НПЗ "заточены" под Urals. При этом стоимость альтернативных поставщиков всегда превышает цену на российское сырье, с учетом логистики – порой почти в два раза.

В прошлом году Беларусь покупала у России нефть по средней цене в 364 доллара за тонну. При этом республика платила за сырье лишь 83% от мировой стоимости нефти.