"Здесь нет никакой политики, мы просто хотим увековечить память человека, на песнях которого выросло поколение", – говорит скульптор Виктор Полещук. Это он с коллегами – все члены союза дизайнеров или союза художников - выступил с инициативой установить у Стены Цоя в Минске памятник музыканта.
"Мы выросли на этих песнях. Это культовая фигура. Многие любят творчество этого человека. Плюс, мне кажется, это поспособствовало бы привлечению туристов – это была бы дополнительная фотозона. Фото будут рассылаться, а люди – говорить: "Смотри, я был в Минске, там есть классная скульптура". Почему нет?!" – перечисляет мотивы в пользу своего проекта скульптур Виктор Полещук.
Причем Цоя скульпторы хотели городу подарить. Сделали эскиз, обратились с предложением в управление культуры Мингорисполкома. Но там художникам напомнили, что при решении, устанавливать или нет памятник тому или иному деятелю, "учитывается значение для Республики Беларусь лица (исторического события), в честь которого создается произведение монументального искусства".
"Учитывая отсутствие научного обоснования необходимости увековечения в г. Минске памяти В. Цоя, не усматриваем возможности подготовки документов для установки памятника музыканту в столице Республике Беларусь", – сказано в ответе, который получили скульпторы на свое предложение.
Стена есть, но Цой не нужен
Вообще как-то нелогично получается, рассуждает Полещук. Все эти годы в Минске существует народный монумент – Стена Цоя, стихийно возникшая сначала у Октябрьской площади, а затем, когда это место стали застраивать, бережно перенесенная в Ляховский сквер. А фигура самого музыканта, по версии чиновников, значения для страны не имеет.
Хотя поклонники Цоя время от времени к стене приходят до сих пор. Была бы скульптура, приходили бы еще чаще, убежден Полещук.
"Он выступал в Минске, это как минимум. Причем на стадионе "Динамо". Во-вторых, тогда была большая страна, и огромное количество людей в Беларуси слушали эти песни, эту музыку. Есть фанаты, которые бы пришли, чтобы просто сфотографироваться – им было бы приятно знать, что скульптура их кумира установлена… Стена же есть, а почему скульптуры не может быть?!" – недоумевает он.
Возможно, рассуждает скульптор, чиновников смущает бунтарское творчество Цоя, который от имени своего поколения кричал в микрофон о переменах, которых "требуют наши сердца". Но здесь нет никакой политики, настаивает Полещук. Есть желание отдать должное музыканту, который много значит для целого поколения, а еще, пожалуй, чисто творческий интерес – желание попробовать передать в бронзе сильную и нестандартную фигуру.
"Мы же не просим денег"
Причем денег у чиновников скульпторы не просили. Они собирались собрать средства через краудфандинг. На производство бронзовой скульптуры в 1 метр 90 сантиметров с учетом аренды, материалов и оплаты труда литейщиков, говорит Полещук, хватило бы 10 тысяч долларов в эквиваленте. На гонорары, говорит, они не рассчитывают.
"Меня интересует эта личность. Интересует и с точки зрения скульптурной, и с точки зрения привлечения туристов. Мы ведь даже денег не просим, не берем авторский гонорар", – подчеркивает он.
Сдаваться он пока не собирается. Создал петицию и просит горожан, поклонников творчества Цоя поддержать идею. За неполную неделю обращение в Министерство культуры с просьбой разрешить установку памятника Виктору Цою в Минске подписали более 400 человек.
"Планируем собирать подписи, после этого идти на какую-нибудь площадку и собирать деньги. Я все равно реализую этот проект. Я не остановлюсь. Буду пытаться во всяком случае", – говорит Полещук.