Вербатим "Першы" – спектакль со вкусом и запахом сладкого какао, которое подавали на завтрак в детском саду. Только обязательно без пенки. Теплый, уютный, трогательный, всеобъемлющий. С этих эмоций следует начать текст: есть ощущение, что именно они должны быть первыми. А теперь все по порядку.
Немецкая идея в белорусских реалиях
Существует опасность, что похвалы в адрес Купаловского театра в юбилейный сезон будут выглядеть как заискивание и подлизывание. Тем более что в последнее время со всех сторон только и слышно: Купаловский то, Купаловский се. Но, к сожалению для тех, кому хочется театральной крови, жесткой критики не будет и на этот раз – новый проект на Камерной сцене получился.
Каким? Каждый будет решать для себя сам.
"Першы" – вторая режиссерская попытка актера Романа Подоляко. До нее было "Радзіва Прудок", которое стремительно завоевало сердца зрителей. Книга Андрея Горвата безусловно была популярной и сама по себе, но работу команды Купаловского в этом проекте нельзя не отметить.
Именно потому, что "Радзіва Прудок" прозвучало своеобразным театральным взрывом, вербатим "Першы" стал, как это часто случается, проверкой на прочность для Подоляко и его соратников.
Кстати, на пресс-конференции перед спектаклем молодой режиссер будто бы оправдывался: были праздники, репетиции "Короля Лира", не было четкого текста. Эти оправдания заставили сомневаться, но после просмотра стало понятно: обычное кокетство творческого человека.
Идею новой постановки Подоляко подсмотрел на мастер-классе в Германии, и это тот самый случай, когда заимствование стало фундаментом для создания уникального белорусского продукта. Какими, что скрывать, славятся немногие отечественные театры.
Оригинальность повсюду
Передать сюжет спектакля "Першы" в двух словах не получится, потому что его нет. Есть только воспоминания разных людей, в основном о детстве. На Камерной сцене попытались собрать в одно целое не только мысли купаловцев, но и многих жителей Беларуси – режиссер получил целую стопку электронных и бумажных писем, среди которых были "классные и сложные" истории.
Запутать и даже напугать может жанровое определение новой постановки – вербатим. Документальный театр – это своеобразное блюдо, которое придется по вкусу даже не каждому заядлому театралу, но его методология в спектакле "Першы" используется довольно условно. По словам создателей, у них не было цели представить "до конца документально осмысленную историю". Документализм в данном случае следует назвать скорее канвой, которая отвечает за внутреннюю организацию постановки.
Определенная документальность присутствует также в декорациях, которые, кстати, создавала художница Татьяна Дивакова. Как она сама призналась, это ее первая попытка работы "не с мужем" (белорусский режиссер Юрий Диваков - Sputnik). Попытка выйти в открытое море с первого раза получилось успешной. Декорации в спектакле есть, но их немного, и присутствуют они как яркие точки-маячки, за которые в рассказах цепляются актеры. Это очень важно, потому что минимализм на сцене не отвлекает внимания от людей и того, что они произносят. Ведь главное все-таки в этом спектакле – слушать.
Смех и слезы
Если говорить просто, "Першы" – это спектакль о детстве. В нем собрано то, что узнает каждый: майские жуки в коробке спичек, волки, которые живут под кроватью и появляются, если не горит свет, желтый мишка и мамина рука, которая волшебно превращается в собачку на стене. Есть и то, что испытали единицы: потерянный портрет деда, выброшенные игрушки, первый удар матери и чувство унижения. Все воспоминания обычные, бытовые, но именно из них складывается детство и даже жизнь.
Юмор в постановке хороший, понятный буквально на генном уровне. Сложно сдержать улыбку, когда малыши устраивают восстание против детсадовской еды и планируют побег к маме.
Смерть, уникальность каждого человека, агрессия и любовь – эти темы также поднимаются в спектакле, и так, что мурашки бегают по спине. Дух получается перевести только после аплодисментов. Но и потом что-то внутри трепещет, напоминая про хорошее и плохое прошлое.
Вербатим "Первый" – это история о детях, которые стали взрослыми и о взрослых, которые когда-то были детьми. Посмотреть стоит только тем, кто не боится увидеть себя и утонуть в давно забытых чувствах.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции