Фото

История Минского аэропорта в фотографиях

86 лет назад первый самолет поднялся с аэродрома "Минск" — начала работать воздушная гавань республики.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Почти 40 лет аэропорт "Минск", открытый 7 ноября 1933 года тогда еще не в центре, а на южной окраине города, являлся единственным гражданским аэропортом. После того как в полную силу заработал новый, два аэропорта еще долгое время работали вместе, пока на лакомый кусочек в центре городе не нашелся инвестор. 
Видео
Стильный Минск 1960-х – на архивных видеокадрах
В июне 2017 года с аэропорта "Минск-1" вылетел технически последний самолет, хотя решение о закрытии воздушного порта было принято еще в 2007 году. В 2012-м "Минск-1" перестал обслуживать пассажирские рейсы, а в 2015-м — и коммерческие.
Давно уже разобрана построенная в 1976-м "стекляшка", где находились залы ожидания и терминалы, а затем, в 1990-е, шла бойкая торговля продуктами и бытовыми товарами. Практически вынесен за город авиаремонтный завод. Строительная площадка почти готова — застройщик ИООО "Дана Астра" возведет здесь новый жилой комплекс "Минск-мир".
К счастью, историческое здание аэровокзала, возведенное в 1958 году по проекту архитекторов Георгия Заборского и Александра Воинова, сохранится. Сейчас здесь находится офис инвестора.
Смотрите в фотоленте Sputnik архивные кадры разных лет из истории Минского аэропорта, который для многих минчан был неотъемлемой частью жизни.
1 / 23
Почти 40 лет аэропорт "Минск", открытый 7 ноября 1933 года тогда еще не в центре, а на южной окраине города, являлся единственным гражданским аэропортом. Первый пассажирский рейс в "красный день календаря" был осуществлен на самолете К-5, конечно же, в Москву.
2 / 23
Первое здание аэропорта (на фото) было построено в 1930-х годах, пережило войну и до 1957 года выполняло свои функции. После было передано под ведомственную поликлинику авиаторов. Здание сохранилось, правда, в начале 2000-х было значительно перестроено и сегодня почти неузнаваемо.
3 / 23
Передовые пилоты Минского аэропорта: командир корабля П. В. Рвачев и второй пилот И. И. Сазанович после полета, 1955 год.
В 1951 году в аэропорту была построена взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием, позволяющая принимать более тяжелые самолеты.
4 / 23
В 1955 году аэропорт приобрел международный статус, тогда же решили возводить новое здание аэровокзала, которое сохранилось до сих пор.
5 / 23
На редких цветных фото 1959 года, которые сделал американский фотограф Лоуренс Монти во время поездки в Минск, можно увидеть здание нового аэровокзала. Новое здание по проекту архитекторов Георгия Заборского и Александра Воинова открылось в январе 1958-го.
6 / 23
Фотограф запечатлел летное поле минского аэродрома, на котором стоит Ил-14П (б/н СССР-41848). В июле 1961-го этот самолет, зацепившись за деревья, разобьется в Свердловской области.
7 / 23
Еще на одном снимке Монти – площадь перед аэропортом с только что высаженными деревьями, сохранившимися до сих пор фонарными столбами. Вдали – снесенная застройка по Брилевской и Короткевича, а также старое здание аэропорта.
8 / 23
Встреча в Минском аэропорту генерального секретаря ЦК Партии трудящихся Вьетнама Хо Ши Мина, 1957 год.
9 / 23
Турбовинтовой воздушный лайнер АН-10А, который впервые совершил регулярные рейсы из Минска в Москву и Адлер, в Минском аэропорту, 1961 год.
В эти годы из Минска можно было также улететь, например, в Баку, Вильнюс, Киев, Горький, Ленинград, Мурманск, Одессу, Новосибирск, Свердлов, Кишинев. Интересно, что популярностью пользовались и местные рейсы: в Браслав, Барановичи, Копыль, Глубокое, Чашники, Пинск и другие белорусские города.
10 / 23
Радиобюро Минского аэропорта, 1960 год.
11 / 23
В зале ожидания Минского аэропорта, 1960 год. В эти годы люди летали много и с удовольствием. И уже в 1965 году в генплане наметили перенести аэропорт за город — район застроили жилыми кварталами, и шум мешал жителям.
12 / 23
В год открытия аэровокзала в здании на втором этаже заработал и ресторан, ставший очень популярным. В постсоветские годы здесь организовывали свадьбы, затем работало "Аэрокафе".
13 / 23
Вид на здание Минского аэропорта со стороны взлетно-посадочной полосы, 1960 год.
14 / 23
Теперь здание бывшего аэропорта "Минск-1" передано инвестору, в нем находится офис ИООО "Дана Астра".
15 / 23
1-й секретарь компартии Кубы Фидель Кастро в Минском аэропорту, 1966 год. В шестидесятые был пик расцвета аэропорта: ежедневно здесь совершалось более 120 рейсов.
16 / 23
Встреча президента США Ричарда Никсона в аэропорту Минска во время его визита в СССР в 1974 году; 1-й справа – министр иностранных дел БССР Анатолий Гуринович.
17 / 23
1-й секретарь ЦК КПБ Петр Машеров во время встречи с 1-м секретарем ЦК СЕПГ Эриком Хонеккером в Минском аэропорту, 1975 год. В 1970-е годы аэропорт обслуживал более миллиона пассажиров в год.
18 / 23
В 1976 году рядом с основным аэровокзалом было построено новое здание Минского аэропорта, говорят, по поручению Машерова. Новое и современное, в народе его прозвали "стекляшка". Здесь находились залы ожидания и терминалы.
19 / 23
В кинофильме "Давай поженимся" 1982 года с Маргаритой Тереховой в главной роли можно увидеть несколько кинокадров аэропорта, исчезнувшего с лица земли. Запечатлены интерьеры нового терминала, игровые автоматы, кафе, вид на летное поле. К сожалению, фильм не реставрирован, и качество оставляет желать лучшего.
20 / 23
В 1990-е, когда пассажиропоток упал до минимума, в "стекляшке" шла бойкая торговля продуктами и бытовыми товарами. Теперь здесь пустое место.
21 / 23
К концу 2018 года планировалось полностью перенести авиаремонтный завод на территорию Национального аэропорта.
22 / 23
Летное поле бывшего аэродрома, взлетно-посадочная полоса также будут демонтированы. Когда-то, сквозь решетку этого забора, минчане провожали самолеты, на которых улетали их близкие.
23 / 23
Существующее здание аэровокзала будет сохранено как архитектурный памятник. Интересно, как оно впишется в новый жилой комплекс "Диадема"?