Эту историю настоящей дружбы написал шведский писатель Ян Экхольм. Для постановки спектакля "Тутта Карлссон Первая и единственная" пригласили режиссера из Санкт-Петербурга Екатерину Ложкину-Белевич. Она сделала инсценировку и осуществила постановку вместе с художником Людмилой Скитович, композитором Леонидом Павленком и группой актеров.
Давно известно, что театральное пространство нашей страны годится своими кукольниками. Отечественные режиссеры Алексей Лелявский, Олег Жюгжда, Игорь Казаков, Евгений Корняг, Александр Янушкевич востребованы дома и за рубежом. Их постановочное время расписано на год вперед. Педагогическая школа Алексея Лелявского, руководителя главного театра страны признана лучшей на постсоветском пространстве. Он и его ученики нарасхват.
Чем может удивить молодая творческая личность из северной столицы России? Хотя у нее и белорусские корни. Пойдем, посмотрим, раскритикуем. Да не тут-то было.
Эстеты всегда рвались на вечерние взрослые спектакли. А тут вроде бы скромная часовая история для малышей, которые видят театр впервые и не должны заскучать. Случилось чудо: было одинаково интересно и маленьким, и взрослым.
Все непросто. Екатерина Ложкина-Белевич воспитана в Питере признанным мастером кукольного дела Русланом Кудашовым. Лелявский и Кудашов — играющие тренеры. Учат, как ставить спектакли, и сами создают маленькие шедевры. Белорусы давно любят Кудашова по спектаклям в Бресте. Питерцы любят Лелявского и продвигают его на "Золотую маску". Оба умеют делать "взрослые" спектакли и не умеют сотворять ничего простого и понятного. У них только уникальный авторский взгляд на привычное, особенно на классику. Лелявский привез Ложкину-Белевич, чтобы сделала спектакль простой, понятный и пронзительный. Последнее качество удается далеко не всем.
У шведа, автора книг для детей, европейская слава. Сказочная повесть переведена и красиво издана в России. Снят мультипликационный фильм. Питерский режиссер пошла своим путем и заново открыла нам автора.
Спектакль начинается с нежных объятий мальчика и девочки. Пока это только молодые актеры. Никаких масок, грима, хвостиков. Зрителям скоро предстоит узнать, кто из них лис, а кто курица.
Откроется окошко в деревянной конструкции. Появятся соответствующие планшетные куклы. Притащат смешное чучело. Установят строгую границу: по одну сторону живут вруны, по другую – трусишки. Артисты в живом плане и куклы будут чередоваться. Кроме планшетных кукол, появятся мягкие игрушки и театр теней. Взрослых зверушек можно будет отличить по головным уборам.
А вообще все эти нешуточные очень смешные и нестрашные опасности, напомним, необходимы для того, чтобы рассказать историю настоящей дружбы, в которую никто не верит, но она может быть.
Добро и зло перемешались. Жаль, что в этой истории о братьях наших меньших не самая хорошая роль у Человека. Он и в клетку посадит, и устроит охоту на лис. Мудро, что режиссер не вывела на сцену Человека. Он живет в маленьких домиках на краю сцены. А дома кур и лис огромные, обустроенные. Впрочем, по человеческим правилам.
Цыпленок Тутта и лисенок Людвиг Четырнадцатый ездят на взрослых самокатах и танцуют под рэп. Собака, которая должна стеречь и не пускать чужих, переходит на сторону дружбы. И в конце концов происходит примирение враждующих сторон, что так важно для малышей, чтобы с рождения оградить их от агрессии и не делить зверушек на вечных врагов.
Часто детям внушают, что кошки и собаки не могут жить вместе. Но живут и дружат. Опекают друг друга. Сказочники недаром сводят вместе котов и ласточек, чтобы разрушить стереотипы в детском сознании. Куклы оживают в руках взрослых артистов, волнуя своей странной схожестью с жизнью человека. Человек управляет куклой. Кукла — управляема. Это всегда повод для философских рассуждений и возможности изобразить то, что скрыто от глаз.
Не будем дальше пересказывать то, что происходит на кукольной сцене. Это надо смотреть и водить в театр детей. Спектакль захватывающий, нежный, сотворенный со знанием детской психологии и всех технических возможностей театра кукол.
Исследователи этого вида искусства давно заметили, что многие сюжеты кукольных сказок совпадают с сюжетами шекспировских пьес. Уверена, что взрослые зрители спектакля "Тутта Карлссон…" угадают сходство с "Ромео и Джульеттой" — историей примирения враждующих семейств. К счастью, без печального финала.